Материальное стимулирование в году. Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам

Экономический кризис и проблемы с наполнением бюджета приводят к вынужденному сокращению государственных расходов, в том числе на оплату труда госслужащих. В текущем году зарплаты федеральных служащих остались без индексации, последние новости свидетельствуют, что повышение окладов возможно уже в 2017 году.

Экономия по всем фронтам

Низкие цены на нефть привели к стремительному сокращению поступлений от экспорта «черного золота». Сложная экономическая ситуация вынуждает правительство сокращать расходы бюджета. В том числе были снижены расходы на социальную сферу – индексация пенсий в феврале осуществилась на минимальном уровне, а накопительная часть осталась замороженной.

В 2016 году зарплаты госслужащих не индексировались, соответствующие поправки были приняты Госдумой в начале года. При этом данная норма принята только на 1 год, подчеркивают чиновники. Положительная динамика экономики позволит возобновить повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году.

Динамика нефтяного рынка вселяет определенный оптимизм представителям экономического блока правительства. В конце мая нефтяные котировки преодолели отметку 50 долл./барр., что является критически важным уровнем для российской экономики. Ранее эксперты прогнозировали существенное улучшение экономической ситуации, если стоимость «черного золота» преодолеет данную планку.

Еще одним положительным фактором является ожидаемая отмена западных санкций. Страны Евросоюза, которым санкционный режим принес значительные финансовые потери, все активнее обсуждают необходимость отмены ограничений. ЕС сконцентрировался на решении внутренних проблем, связанных с размещением беженцев, выходом Великобритании из ЕС и замедлением экономического роста.

Улучшение внешнего фона позволит улучшить ситуацию с дефицитом бюджета и возобновить полноценную индексацию зарплат и пенсий.

Последние новости для федеральных служащих: ожидаемое повышение зарплат и пенсий в 2017 году

В 2017 году ожидается повышение зарплат депутатов, представителей министерств, сотрудников судебных инстанций и сенаторов. Для реализации этой задачи в бюджете предусмотрено 47,5 млрд руб.

Правительство предусмотрело еще 450 млрд руб. для повышения зарплат остальных категорий госслужащих. При этом будет реформирована сама система оплаты труда, что позволит повысить эффективность государственного аппарата. 193 млрд руб. в 2017 году будет направлено на дополнительное стимулирование госслужащих, что составит 40% от фонда оплаты труда. В результате рост заработных плат произойдет за счет дополнительного стимулирования.

Эксперты отмечают, индексация зарплат и пенсий госслужащих в 2017 году связана не только с экономической ситуацией. Перед выборами 2018 года власти традиционно осуществляют подобные меры.

Выплата пенсий федеральным госслужащим в 2017 году будет осуществляться по новым принципам. Со следующего года стартует поэтапное повышение пенсионного возраста. В результате данный показатель ежегодно будет увеличиваться на шесть месяцев. Кроме того, по такому же принципу стартует повышение минимального стажа госслужбы, дающего право на пенсию за выслугу лет.

Восстановление полноценной индексации пенсий при нынешней динамике нефтяного рынка вполне реалистично, считают эксперты. Более того, если котировки «черного золота» сохранятся выше 50 долл./барр., то власти смогут осуществить повторную индексацию уже в этом году.

Индексация пенсий работающим пенсионером, которая была приостановлена в текущем году, может возобновиться в 2017 году. Однако чиновники планируют возобновить ежегодное повышение только для низших должностей. Решение данного вопроса будет зависеть от дальнейшей динамики экономической ситуации.

Потенциальные риски

Дальнейшая судьба зарплат и пенсий госслужащих зависит от динамики нефтяного рынка. Повышение цен на нефть может иметь краткосрочный характер, уже в скором времени котировки могут продолжить падение. Это станет очередным ударом для отечественного бюджета, что отразится на расходах на социальную сферу.

Если экспортеры продолжат наращивать нефтедобычу, то «черное золото» вернется к уровню 30-35 долл./барр. В таком случае правительство станет перед непростым выбором:

  1. Увеличивать доходную часть за счет девальвации рубля или приватизации госкомпаний.
  2. Пойти на болезненное сокращение госрасходов.

Для реализации второго варианта потребуется сократить финансирование двух ключевых направлений: социальной сферы и обороны. В результате будущая индексация пенсий и зарплат останется под большим вопросом.

Кроме того, Запад может продолжить действие санкций, учитывая затянувшийся конфликт на востоке Украины. Мирное урегулирование проходит с большим скрипом и противостояние в любой момент может войти в острую фазу. В таком случае действие ограничений будет пролонгировано на неопределенный срок.

Развитие экономической ситуации будет определять, что ждет федеральных госслужащих в 2017 году. При сохранении положительных тенденций на нефтяном рынке госслужащие смогут рассчитывать на возобновление индексации зарплат и пенсий. Новый этап обвала нефтяных котировок поставит под угрозу реализацию данных инициатив. Кроме того, многое будет зависеть от решения санкционного вопроса.

Москва, 17 марта - "Вести.Экономика". Внося свою лепту в общее улучшение инвестиционного климата в России, Росреестр вновь вошел в десятку лидеров рейтинга "Ведение бизнеса". При этом выдержавшая многократные реформы служба представляется недооцененной, подчеркивали участники итоговой коллегии ведомства.

В десятке лидеров

Как заявил на итоговом заседании коллегии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, важно, чтобы деятельность названного ведомства также поспособствовала улучшению инвестиционного климата и повышению его привлекательности для бизнеса. Как уточнил министр, с начала текущего года вступил в силу закон о государственной регистрации недвижимости (218-ФЗ). Предусмотренные им преобразования уже выполнены, но необходимо произвести точечную настройку. В этой связи министр определил пять основных задач, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы, переходу на бесконтактную форму оказания услуг, а также снижению коррупционных рисков.

Выступив с итоговым докладом, замглавы МЭР, руководитель Росреестра Виктория Абрамченко сообщила, что в рейтинге "Ведение бизнеса" возглавляемая ею служба в 2016 г. вошла в десятку лидеров среди 190 стран. В прошлом году Росреестр оказался на 9-м месте, переместившись с 46-го места в 2012 г. (правда, в 2015 г. он занял 8-ю позицию). При этом общее количество осуществленных регистрационных действий составило 25 млн, что сопоставимо с результатами 2015 г. (+0,2%), а количество учетных действий достигло 51 млн (+4,4%). Сроки оказания услуг по государственной регистрации прав снизились до 6 дней (против 8 в 2015 г.), а услуг по кадастровому учету - до 5 дней (против 6). Тогда как количество предоставленных сведений по ЕГРП в прошлом году выросло на 12% до 48 239 698. Причем 50,3 млн сведений было предоставлено в рамках межведомственного обмена, из них 94% - в электронном виде.

Порядка 62% услуг было оказано через многофункциональные центры (МФЦ) против 38% в предыдущем году. В результате за оказание услуг Росреестром в региональные бюджеты поступило 11 млрд руб. А количество его собственных офисов с 1018 на начало 2016 г. уменьшилось до 26 на 1 января текущего года. В электронном виде в декабре прошлого года было зарегистрировано 86,9 тыс. заявлений против 7,3 тыс в январе при общем количестве заявлений в 401,7 тыс., констатировала Абрамченко.

Как она уточнила, на сегодня в наведении порядка явно нуждается система кадастровой оценки. Об этом свидетельствует и увеличение числа объектов недвижимости, в отношении которых рассмотрены споры, на 106% до 77 673 тыс. Также увеличилась и доля решений, вынесенных в пользу заявителей, до 63%. В 2015 г. этот показатель составил 58%, а кадастровая стоимость объектов, вследствие досудебного оспаривания, снизилась на 27% до 3,7 трлн руб. То есть итоговые цифры были скорректированы на 1,3 трлн руб.

Как пояснила "Вести.Экономика" глава Росреестра, подобные результаты обуславливались деятельностью независимых оценщиков. Но теперь эта история закрыта. И к концу текущего года ожидается снижение количества решений, пересмотренных в пользу заявителей.

Напомним, с начала этого года также вступил в силу закон о единой методике определения кадастровой стоимости и передаче полномочий по кадастровой оценке недвижимости государству, принятый в июне 2016 г. Как предусматривается, переходный период продлится до 2020 г. Причем с целью улучшения качества кадастровой оценки на коллегии, в частности, предлагалось повысить квалификацию кадастровых инженеров и обеспечить их соответствующую мотивацию. Однако зачем все это делается, задался риторическим, хотя и не бессмысленным вопросом аудитор Счетной палаты Российской Федерации Максим Рохмистров. И сам же объяснил: в основе социально-экономического здоровья всякого общества лежит гарантия прав собственника. Того, кто по Далю, является обладателем, полным хозяином и господином вещи.

Недооцененная служба

Между тем, очевидно, что Россия пока еще находится на пути к формированию института качественного, "здорового" собственника. Что подтверждается и приведенной на коллегии статистикой. Так, например, на сегодня всего 50% земельных участков имеют четко обозначенные границы, а среди участков сельхозназначения таковых и вовсе 15%. В подобной ситуации, разумеется, усугубляется криминализация данного сектора и осложняется его легитимизация, подчеркивали выступающие.

На таком фоне тем более возрастает роль качественной работы сотрудников самого Росреестра. Тогда как, по информации руководителя службы, хотя нагрузка на каждого сотрудника увеличилась за минувший год на 80%, по оплате их труда ведомство находится на 32-м месте среди 38 ФОИВ при среднемесячной зарплате сотрудников территориальных органов в 29 тыс руб. И это, конечно, провоцирует отток из системы квалифицированных кадров. Кстати, на рост нагрузки (на 65,6% в годовом выражении) при сокращении общей штатной численности на 33,5% в 2016 г., по сравнению с 2010 г., указывал еще предыдущий руководитель Росреестра Игорь Васильев.

О недооцененности службы, которая за почти 20 лет функционирования успешно выдерживала многократное глобальное реформирование в условиях перманентного изменения правил игры (к недавно вступившему в силу 218-ФЗ, к примеру, уже принято 11 новых законов), упомянул и председатель комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

И на вопрос о том, ожидается ли в текущем году также повышение зарплат работников Росреестра, его руководитель ответила, что очень на это надеется.

Наталья Приходко

Российские чиновники заработали в 2017 году не много, вместе взятые не много больше, чем лидеры рейтинга «высшего звена».

Не меньше наших доблестных фискальных органов, простых граждан всегда интересовал вопрос о зарплатах не только «коллег по цеху» но и «слуг народа». С развитием гласности в стране, да и банального царствования публичной информации в сетях тайна за семью печатями с недавних лет приоткрывается и теперь без труда можно не только подсмотреть «табульку» за год, но и проанализировать, так сказать, динамику роста благосостояния чиновников.

Минстат начал ежегодно публиковать годовые зарплаты госслужащих, из этих данных формируются всевозможные рейтинги, карьерные спирали и даже соревнования зарплат Президента и Премьер министра. Одни интересуются такой информацией из праздного любопытства, кто-то в борьбе с оппонентами, кто-то для заполнения новостного эфира, в любом случае, обнародование белых зарплат является положительным моментом в борьбе с коррупцией и становлением действительно правового государства.

Сколько заработали российские чиновники в 2017: лидеры гонки

Так как традиция опубликования информации о зарплатах «слуг народа» совсем молодая, пока ждем достоверной информации от Росстата и Федерального Казначейства, но учитывая, то, что в 2017 году зарплаты чиновников практически не индексировались, пользуемся данными 2016 года и цифрами из официального портала Кремля.

Безусловным лидером остается Лев Кузнецов — Министр по делам Северного Кавказа и Михаил Абызов – Министр по делам открытого правительства со своим полумиллиардным годовым доходом. Вице премьер Юрий Труднив задекларировал чуть более 350 000 000 рублей. Министр промышленности Денис Мантуров разбогател на 129 000 000 рублей, ну а замыкает шестерку Министр финансов Антон Сулуанов с годовым доходом почти 95 500 000 рублей и Игорь Шувалов – 71 767 836 рублей. Остальные министры, включая Дмитрия Медведева (8 500 000 рублей), получили за 2017 год от 5 млн. до 25 млн. рублей.

Конечно, зарплаты впечатляют, особенно завистливых граждан нашей необъятной, но все же следует не забывать, что доходы серьёзно разнятся в зависимости от ведомства. Безусловно, в сравнении со средней зарплатой по стране (36,7 тыс. руб. — за 2016 г.) вышеперечисленные зарплаты заставляют и независтливого человека впасть в грех. С другой стороны, не стоит забывать, что речь идёт о работниках федеральных госорганов, министерств, большинство из них находятся в столице, со своим миллионным годовым бюджетом среднестатистической зарплаты.

Сколько заработали российские чиновники в 2017: рядовые мечты рядового клерка

Все же более всего простой народ интересует зарплата обычных госслужащих и перспективы их на 2018 год. Ведь чиновников на региональном уровне работает намного больше: 682 тыс. человек в федеральных госорганах и госорганах субъектов нашей страны и более 300000 человек — на должностях муниципальной службы. А вот зарплаты у них гораздо ниже самых главных «слуг».

По итогам 2017 г. у гражданских служащих средний заработок составил 41 000 тыс. руб., у муниципальных служащих – и того меньше – 37 000 тыс. руб. Ситуация с таким разбросом уровня зарплат конечно удручающая и утешением повышение с 1 января 2018 года зарплаты госслужащим на 4% не станет. К слову, это первое повышение после заморозки зарплат на четыре года.

Остается только надеяться на ежегодные анонсирования кардинальной реформы государственного аппарата, которые коснутся не только чиновников «высшего ранга», но и обычных работяг даже отдела той самой статистики, которая предоставила нам данные цифры.

Прежде, чем говорить непосредственно о заработной плате госслужащих, следует разобраться, какие категории лиц попадают под это определение. К ним относятся те специалисты, исполнение должностных обязанностей которых происходит на государственной службе и которые получают финансирование из государственного бюджета. К ним следует причислить, прежде всего следующие лица:

  • налоговики;
  • сотрудники миграционной службы;
  • работники таможни;
  • представители Роспотребнадзора, Росреестра;
  • сотрудники пограничных служб.

Оплата труда вышеперечисленных категорий отличается от заработных плат сотрудников частных компаний. Поэтому вопрос об их доходах представляет живой интерес. Любопытство к заработным платам сотрудников госслужб подогревает тот факт, что в России их доходы во многом являются тайной. В отличие от зарплат их коллег из развитых стран Запада.

Сокращение зарплат в кризис

Особую социальную значимость в кризисный период имело принятие указа Президента нашей страны Владимира Путина об уменьшении выплат как госслужащим, так и первым лицам до конца 2016 года. Это решение было обусловлено ухудшением экономического положения страны, ростом инфляции и обнищанием населения. Указ вступил в силу с 01.01.2016.

Оплата труда сокращена даже у первых лиц государства. Не обошли стороной и госслужащих из администрации Президента, представителей Счетной платы, а также Правительства страны.

Соответственно, по словам премьер-министра страны, в текущем периоде на увеличение заработной платы государственным служащим рассчитывать не стоит. Более того, планируется увеличение возраста выхода на пенсию для госслужащих. Это объясняется нижеприведенными факторами:

  • мировыми кризисными явлениями
  • нестабильной экономической ситуацией в России;
  • закрытием коммерческих фирм;
  • сокращением работников.

Эти факторы обусловили нехватку денежных средств, выделенных на оплату фонда труда федеральным служащим. Вместе с тем, Правительство страны считает нужным индексировать оплату труда этой категории в период 2016-2017 гг. Однако повышение зарплаты на инфляционный коэффициент 5,5 % не покроет даже уровня инфляции, которая в текущий период в нашей стране имеет двухзначное значение. Соответственно роста заработной платы в этот период в фактическом выражении в любом случае ожидать не следует.

Однако если индексация финансирования государственных служащих составит 10%, возможен рост их доходов. Но это будет существенной нагрузкой на бюджет государства.

Изменения в 2017 году

Согласно последним новостям, нас ожидает повышение зарплаты федеральным служащим в 2017 году. Среди них ожидается увеличение оплаты труда для следующих категорий служащих:

  • сенаторы
  • представители судебных органов
  • сотрудники аудиторских служб
  • представители министерств
  • генеральные прокуроры
  • депутаты

На эти цели в 2017 году выделено 47,5 млрд.рублей. К 2018 году по мере того, как экономика страны будет восстанавливаться, чиновников ожидает увеличение зарплаты. Это прямо значится в Проекте бюджетной политики. Этот законопроект предполагает повышение зарплат этой категории госслужащих как минимум в 2 раза. В бюджете на эти цели заложена даже определенная сумма – 450 млрд. руб.

Предусматривается оптимизация системы оплаты труда. На эти цели выделено уже 462 млрд. руб. Из них более, чем 380 млрд. будет направлено на дополнительное стимулирование государственных служащих. Из них в 2017 г. планируется потратить более 193 млрд. руб.

При этом измениться структура фонда оплаты трудовых затрат. Доля стимулирующих выплат из нее составит порядка 40%; фонд выплат будет увеличен вдвое.

Таким образом, повышение зарплаты госслужащим в 2017 году, по последним новостям, вырастет вдвое посредством роста стимулирующей части оплаты труда.

Рост зарплат у других бюджетников

Однако, если увеличение зарплаты госслужащих имеет скорее негативные социальные последствия (в их росте заинтересованы лишь сами госслужащие), то рост оплаты труда простых «бюджетников» является последней приятной новостью. В ближайшем будущем нас ожидает рост зарплат у учителей, медицинских работников, представителей культурной сферы и др.

Несмотря на то, что начали повышать зарплату работникам бюджетной сферы уже в 2015 году, это станет реальностью скорее только к 2018 году. Зарплата данной категории лиц, по прогнозам, будет увеличена примерно в полтора раза. Так, оплата трудозатрат научных работников, врачей, преподавателей к 2018 году должна быть больше среднего заработка по региону как минимум в 1,5 раза.

Зарплаты федеральных госслужащих в 2017 году вызывают интерес как у самой этой категории российских бюджетников, так и у практически любого простого человека. Нельзя не отказать в справедливости этого интереса, поскольку работа госслужащих не приносит какого-то прибавочного продукта в экономику, так что по факту их зарплаты финансируем все мы через немалые на самом деле налоги. Знание и понимание того, какую зарплату мы платим аппарату чиновников — вполне необходимая вещь, следом за которой идёт привычка спрашивать с чиновников по поводу качества их труда.

Что происходило с зарплатами федеральных госслужащих в 2016 году

В 2016 году государственный бюджет тотально экономил на всём. Одно дело президентские обещания от 2014 года по поводу того, что нужно подождать года два, и всё само по себе вернётся к тому, что было прежде, и совсем другое — реальная экономическая ситуация. В этой ситуации какая бы то ни было обозримая перспектива не обещает тех сверхвысоких доходов от экспорта углеводородного сырья, что страна получала не так давно. Правящая власть за годы изобилия так и не позаботилось о том, чтобы диверсифицировать доходы и научиться зарабатывать ещё на чём-нибудь, кроме нефти, поэтому страна оказалась в незавидном положении.

Неизвестно, что было бы, если бы в своё время умнейший финансист А. Кудрин, занимавший пост министра финансов, не создал бы валютные резервы на подобный случай. Резервы в итоге очень помогли, но без экономии и они давно бы закончились, поэтому в бюджете 2016 года, например, экономия шла по всем фронтам.

Одним из примеров такой экономии является ситуация с пенсиями в стране. Пожилых россиян даже лишили положенной индексации их пособий, когда в начале года им прибавили пенсии на 4% вместо положенных 12,9%, а во второй половине года индексации вообще не было.

Разумеется, что выглядело бы очень странно, если бы под экономию не попали и сами чиновники, поэтому они были ещё до начала года предупреждены, что бюджет не планирует повышения их зарплат. В 2016 году они получали ровно ту зарплату, что и годом прежде.

Будет ли повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году, разумеется, в конце 2015 года никто сказать ещё не мог, поскольку дальнейшее планирование зависело от того, как поведёт себя рынок нефти, какие можно будет выстроить прогнозы по поводу цены этого сырья и исходя из этого думать, что делать дальше.

О повышении заработных плат федеральным госслужащим в 2017 году

В конце концов повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году всё же состоится, поскольку экономическая ситуация стала по крайней мере относительно предсказуемой, и удалось сверстать бюджет на 2017-2019 гг. исходя из имеющейся реальности. Деньги нашлись и для того, чтобы индексировать пенсии, и для того, чтобы соответственно поднять заработные платы всем бюджетникам, в том числе и высшим государственным служащим. Ещё одной немаловажной причиной для повышения стали и президентские выборы, что предстоят в 2018 году, перед которыми чиновникам по традиции увеличивают оклады, чтобы они оставались лояльными власти.

На повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году бюджет выделяет 50 млрд. руб., а ещё 450 млрд. руб. заложены для госслужащих более низкого звена. Всё это даёт возможность обеспечить им неплохую прибавку.

Необходимо отметить, что кроме исключительно хороших новостей, чиновников ждут и менее приятные для них вещи. Например, уже с этого года будет запущено плавное увеличение возраста выхода на пенсию для всех государственных служащих — ежегодно его будут повышать на полгода. Это и позволяет сэкономить в ближайшие годы хорошие деньги, и приучает население к мысли, что и их ожидает что-то подобное.

Таким образом, 2017 год обещает госслужащим улучшение их финансового состояния за счёт некоторого повышения заработных плат. Но помимо хорошего обеспечения и некоторых привилегий, чиновникам нужно будет расплачиваться за своё положение в обществе повышенным пенсионным возрастом, который постепенно дойдёт до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин, что выше, чем для остальных россиян.