«На Руси учились так» Экскурс в историю. Внеклассное мероприятие "В старину учились дети…" Сообщение как учили на руси

Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905)

Типичные для России металлические чернильницы XVII века. На протяжении средневековья их форма остается неизменной.

Фреска из Помпей. I век н. э. Портрет горожанина со свитком в руке и его жены, которая держит церы (дневнеримские таблички для письма) и стиль - острую палочку для писания.

Древнеримский рельеф изображает сцену домашнего обучения: по обе стороны от наставника - мальчики, занятые чтением папирусов.

В 1901 году портрет Д. Л. Мордовцева написал Борис Кустодиев.

Страница из букваря Кариена Истомина, напечатанного в типографии Московского печатного двора в 1694 году.

Миниатюра из рукописной книги XVII века, рассказывающая о школьном обучении на Руси.

Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными глазами "увидеть" ушедшую жизнь обуревает любого историка-исследователя. К тому же для подобного путешествия во времени не требуется фантастических приспособлений. Древний документ - самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Такую благословенную для историка возможность получил Даниил Лукич Мордовцев - известный в XIX веке журналист и писатель. Его историческая монография "Русские школьные книги" опубликована в 1861 году в четвертой книжке "Чтений в обществе истории и древностей Российских при Московском Университете". Работа посвящена древней русской школе, о которой в то время (а впрочем, и сейчас) еще так мало было известно.

... А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам... Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле.
Из книги "Стоглав"

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину "учение - свет...", поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались "во тьме незнания".

Все это опровергает Мордовцев. В своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник". В предисловии к монографии, посвященной этой рукописи, автор написал следующее: "В настоящее время я имею возможность пользоваться драгоценнейшими памятниками 17-го века, которые еще нигде не были напечатаны, не упомянуты и которые могут послужить к объяснению интересных сторон древней русской педагогики. Материалы эти заключаются в пространной рукописи, носящей название "Азбуковника" и вмещающей в себя несколько разных учебников того времени, сочиненных каким-то "первопроходцем", отчасти списанных с других, таких же, изданий, которые озаглавлены были тем же именем, хотя и различались содержанием и имели различный счет листов".

Исследовав рукопись, Мордовцев делает первый и важнейший вывод: в Древней Руси училища как таковые существовали. Впрочем, подтверждает это и более древний документ - книга "Стоглав" (собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах). В ней содержатся разделы, говорящие об образовании. В них, в частности, определено, что училища разрешено содержать лицам духовного звания, если соискатель получит на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать ему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.

Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? На эти вопросы "Стоглав" ответов не давал. И вот в руки историка попадает несколько рукописных "Азбуковников" - книг весьма любопытных. Несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. В нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.

Вслед за автором заглянем в русскую школу XVII века и мы, благо "Азбуковник" дает тому полную возможность. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище. В разных "Азбуковниках" наставления по этому поводу написаны в стихах либо в прозе, они же, видимо, служили и для закрепления навыков чтения, а потому ученики упорно твердили:

В доме своем, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.

О том же наставляет и прозаический вариант.

Из "Азбуковника" мы узнаем очень важный факт: образование в описываемые времена не было на Руси сословной привилегией. В рукописи, от лица "Мудрости", содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения "прехитрой словесности": "Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев". Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.

Но последуем за учеником, вошедшим в училище и уже положившим свою шапку на "общую грядку", то есть на полку, поклонившимся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!"

Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:

Малии в вас и велицыи все равны,
Учений же ради вящих местом да будут знатны...
Не потесняй ближнего твоего
И не называй прозвищем товарища своего...
Тесно друг к другу не сочитайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся...
Данное тебе учителем кое место,
Тут житие твое да будет вместно...

Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще один совет - не увлекаться разглядыванием книжных украшений - "повалок", а стремиться понять написанное в них.

Книги ваши добре храните
И опасно на место кладите.
...Книгу, замкнув, печатью к высоте
полагай,
Указательного же древца в нею отнюдь
не влагай...
Книги к старосте в соблюдение,
со молитвой, приносите,
Тако же заутро принимая,
с поклонением, относите...
Книги свои не вельми разгибайте,
И листов в них тож не пригибайте...
Книг на седалищном месте
не оставляйте,
Но на уготованном столе
добре поставляйте...
Книг аще кто не бережет,
Таковый души своей не бережет...

Почти дословное совпадение фраз прозаического и стихотворного вариантов разных "Азбуковников" позволило Мордовцеву предположить, что правила, в них отраженные, едины для всех училищ XVII века, а следовательно, можно говорить об общем их устройстве в допетровской Руси. К этому же предположению подвигает и похожесть наставлений относительно довольно странного требования, запрещающего ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит.

В дом отходя, школьных бытностей
не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи...
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.

Такое правило как бы обособляло учеников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. С одной стороны, оно огораживало ученика от "неполезных" влияний внешнего окружения, с другой - связывая учителя и его подопечных особенными отношениями, недоступными даже для ближайших родственников, исключало вмешательство посторонних в процесс обучения и воспитания. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя столь часто употребляемую ныне фразу "Без родителей в школу не приходи" было просто немыслимо.

Еще одно наставление, роднящее все "Азбуковники", говорит о тех обязанностях, которые в школе возлагались на учеников. Они должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным - на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет".

Сосуды воды свежия в школу приносите,
Лохань же со стоялой водой вон износите,
Стол и лавки чисто велица моются,
Да приходящим в школу не гнюсно видится;
Сим бо познается ваша личная лепота
Аще у вас будет школьная чистота.

Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежащем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум и разные "неустройства", способные вызвать гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать неприятнейшие объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог "попасть под запрещение содержать училище". Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу же и нещадно.

Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы. В этом же пункте содержатся и некие правила гигиены:

Ради нужды кому отходити,
К старосте четырежды днем ходите,
Немедля же паки оттуда приходите,
Руки для чистоты да измываете,
Егда тамо когда бываете.

Все "Азбуковники" имели обширный раздел - о наказаниях ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не случайно "Азбуковники" начинаются панегириком розге, писанным киноварью на первом листе:

Благослови, Боже, оные леса,
Иже розги родят на долгие времена...

И не только "Азбуковник" воспевает розгу. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: "Розга ум вострит, возбуждает память".

Не нужно, однако, думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Тому, кто прославился как мучитель да еще плохо учащий, никто бы не дал своих детей в учение. Врожденная жестокость (если таковая имеется) не проявляется в человеке внезапно, и патологически жестокой личности никто не позволил бы открыть училище. О том, как следует учить детей, говорилось и в Уложении Стоглавого Собора, бывшем, по сути, руководством для учителей: "не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением".

Вот между этими двумя полюсами где-то и пролегала стезя воспитания, и когда "сладкое поучение" не шло в прок, то в дело вступал "педагогический инструмент", по уверениям знатоков, "вострящий ум, возбуждающий память". В различных "Азбуковниках" правила на этот счет изложены доступно самому "грубоумному" ученику:

Если кто учением обленится,
Таковый ран терпети не постыдится...

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный "нужной чулан". Есть в "Азбуковниках" упоминание и о такой мере, которая нынче называется "оставить после уроков":

Если кто урока не учит,
Таковый из школы свободного отпуста
не получит...

Впрочем, точного указания, уходили ли ученики для обеда по домам, в "Азбуковниках" нет. Более того, в одном из мест говорится, что учитель "во время хлебоядения и полуденного от учения пристания" должен читать своим ученикам "полезные писания" о мудрости, о поощрении к учению и дисциплине, о праздниках и т. д. Остается предположить, что такого рода поучения школяры слушали за общим обедом в школе. Да и другие признаки указывают на то, что при школе имелся общий обеденный стол, содержавшийся на родительскую складчину. (Впрочем, возможно, в разных школах именно этот порядок не был одинаковым.)

Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим. "Азбуковник" предписывал выбирать таковых самому учителю из старших учеников, в учебе прилежных и благоприятных душевных качеств. Учителя книга наставляла: "Имей у себя в остерегании их (то есть старост. - В.Я. ). Добрейших и искусных учеников, могущих и без тебе оглашати их (учеников. - В.Я. ) пастушеским словом".

О количестве старост говорится по-разному. Скорее всего, их было трое: один староста и два его подручных, поскольку круг обязанностей "избранных" был необычайно широк. Они наблюдали за ходом учебы в отсутствие учителя и даже имели право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Выслушивали уроки младших школьников, собирали и выдавали книги, следили за их сохранностью и должным с ними обращением. Ведали "отпуском на двор" и питьем воды. Наконец, распоряжались отоплением, освещением и уборкой школы. Староста и его подручные представляли учителя в его отсутствие, а при нем - доверенных помощников.

Все управление школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. По крайней мере, так считал Мордовцев, не найдя в "Азбуковниках" ни одной строчки, поощрявшей фискальство и наушничество. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, жизни в "дружине". Если же учитель, ища провинившегося, не мог точно указать на конкретного ученика, а "дружина" его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам, и они скандировали хором:

В некоторых из нас есть вина,
Которая не перед многими дньми была,
Виновни, слышав сие, лицом рдятся,
Понеже они нами, смиренными, гордятся.

Часто виновник, дабы не подводить "дружину", снимал порты и сам "восходил на козла", то есть ложился на лавку, на которой и производилось "задавание лозанов по филейным частям".

Стоит ли говорить, что и учение, и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке: "Се бо есть ваше детское, в школе учащихся дело, паче же совершенных в возрасте". Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.

Вечерний благовест давал знак к окончанию учения. "Азбуковник" поучает: "Егда отпущены будите, вси купно воссташе и книги своя книгохранителю вдаваше, единым возглашением всем купно и единогласно воспевайте молитву преподобного Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" и "Преславная Приснодево". После этого ученики должны были идти к вечерне, учитель же наставлял их, дабы в церкви вели себя благопристойно, потому что "все знают, что вы учитесь в школе".

Однако требования пристойно вести себя не ограничивались только школой или храмом. Училищные правила распространялись и на улицу: "Егда же учитель отпустит вас в подобное время, со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас". Не поощрялось и бесцельное шатание по улицам, особенно возле всяческих "зрелищных заведений", называемых тогда "позорищами".

Конечно же приведенные правила - более благие пожелания. Нет в природе таких детей, что удержались бы от "пхания и резвого бегания", от "камневержения" и похода "на позорище" после того, как они целый день провели в школе. Понимали это в старину и учителя и потому стремились всеми мерами уменьшить время безнадзорного пребывания учеников на улице, толкающей их к соблазнам и к шалостям. Не только в будние дни, но в воскресные и в праздничные школяры обязаны были приходить в училище. Правда, в праздники уже не учились, а только отвечали выученное накануне, читали вслух Евангелие, слушали поучения и разъяснения учителя своего о сути праздника того дня. Потом все вместе шли в церковь к литургии.

Любопытно отношение к тем ученикам, у которых учение шло плохо. В этом случае "Азбуковник" отнюдь не советует их усиленно пороть или наказывать как-то иначе, а, наоборот, наставляет: "кто "борзоучащийся", да не возносится над товарищем "грубоучащимся". Последним настоятельно советовалось молиться, призывая на помощь Бога. А учитель с такими учениками занимался отдельно, говоря им постоянно о пользе молитвы и приводя примеры "от писания", рассказывая о таких подвижниках благочестия, как Сергий Радонежский и Александр Свирский, которым учение поначалу совсем не давалось.

Из "Азбуковника" видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношени й с родителями учеников, вносившими учителю по договоренности и по возможности каждого плату за обучение своих деток - частью натурой, частью деньгами.

Помимо школьных правил и порядков "Азбуковник" рассказывает о том, как после прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению "семи свободных художеств". Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия ("геометрией" тогда называлось "всякое землемерие", включавшее в себя и географию и космогонию), наконец, "последней по счету, но первой действом" в перечне наук, изучавшихся тогда, называлась астрономия (или по-славянски "звездознание").

А еще в училищах занимались изучением стихотворного искусства, силлогизмов, изучали целебры, знание которых считалось необходимым для "виршеслогательства", знакомились с "рифмом" из сочинений Симеона Полоцкого, узнавали стихотворные меры - "един и десять родов стиха". Учились сочинять двустишия и сентенции, писать приветствия в стихах и в прозе.

К сожалению, труд Даниила Лукича Мордовцева остался неоконченным, его монография была завершена фразой: "На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой "Азбуковников", и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год".

И тем не менее уже через год после того, как работа Мордовцева была напечатана в журнале, его монографию с тем же названием издал Московский университет. Талант Даниила Лукича Мордовцева и множественность тем, затронутых в источниках, послуживших для написания монографии, сегодня позволяют нам, минимально "домысливая ту жизнь", совершить увлекательное и не без пользы путешествие "против потока времени" в семнадцатый век.

В. ЯРХО, историк.

Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905), окончив гимназию в Саратове, учился сначала в Казанском, затем в С.-Петербургском университете, который окончил в 1854 году по историко-филологическому факультету. В Саратове же он начал литературную деятельность. Выпустил несколько исторических монографий, опубликованных в "Русском слове", "Русском вестнике", "Вестнике Европы". Монографии обратили на себя внимание, и Мордовцеву предлагают даже занять кафедру истории в С.-Петербургском университете. Не менее был известен Даниил Лукич и как писатель на исторические темы.

От епископа Саратовского Афанасия Дроздова он получает рукописные тетради XVII века, рассказывающие о том, как были организованы училища на Руси.

Вот как описывает Мордовцев попавшую к нему рукопись: "Сборник состоял из нескольких отделов. В первом помещается несколько "Азбуковников", с особенным счетом тетрадок; вторая половина состоит из двух отделов: в первом - 26 тетрадок, или 208 листов; во втором 171 лист. Вторая половина рукописи, оба ее отдела, писаны одною и той же рукой... Тою же рукой выписан и весь отдел, состоящий из "Азбуковников", "Письмовников", "Школьных благочиний" и прочего - до 208 листа. Далее тем же почерком, но иными чернилами написано до 171-го листа и на том листе, "четвероконечной " хитрой тайнописью написано "Начато в Соловецкой пустыни, тож де на Костроме, под Москвою во Ипатской честной обители, тем же первостранником в лето миробытиа 7191 (1683 г.)".

Навеяно темой о новом законопроекте для женщин с детьми. Сам закон уже там обсудили. Но меня удивило, сколько женщин стремятся как можно раньше свалить на работу. Именно хотят, сетуют о нереализованности, скуке, пресловутом дне сурка. Я вспоминаю время моего декрета. Ну, не было такого. Выходили в 1,5 ребенкиных года, потом сделали до 3-х. Никто не стонал, выходили раньше только те, кто очень нуждался в деньгах. Это примета времени? Есть объективные причины? Что поменялось в данном вопросе, по Вашему? Или я старею и это " раньше трава была зеленее"

579

я верю... ты не подведешь...

почитала тему про кинотавр...столько высказываний о возрасте персонажей и несоответствии наряду возрасту что я задумалась, а как должна выглядеть дама за 40...вот чтоб модно нарядно и по возрасту...какие критерии у вас?
буду просвещаться и готовиться заранее))
фото приветствуются...

305

Ванильный Чебурашка

Взято с medrussia.org

Жительница Павловского Посада (Московская область), активная участница общественной организации “Родительский отпор”, антипрививочница и мать двоих дочерей, была принудительно госпитализирована в психиатрическую больницу номер 15 по решению суда. Психиатры диагностировали у активистки бредовые идеи, но её адвокат считает, что пациентку “закрыли” из-за убеждений, сообщает “Подмосковье сегодня”.
Дочери активистки Елены учатся в средних и младших классах лицея № 2 им. В.В. Тихонова Павловского Посада. В ноябре 2018 года у женщины возник конфликт с администрацией учебного заведения: она отказалась делать дочери пробу Манту, якобы из-за аллергии.

– На плановой проверке Роспотребнадзор выявил детей без обследования на туберкулез и оштрафовал меня на 30 тыс. руб., – рассказывает директор лицея Марина Серова. – Фельдшер лицея предложила родителям сделать детям рентген. Вредно! Отказ! Квантифероновый тест или т-спот – отказ, дорого! К фтизиатру за справкой – отказ!

В связи с этим девочки были переведены сначала в карантинный класс, а затем на индивидуальное обучение.

Это послужило для Елены и ещё одной антипрививочницы поводом подать в суд на лицей с иском о нарушении права на образование и требованием отменить индивидуальное обучение.

Иск был отклонён, как и повторные апелляции.

Со слов директора лицея, мамы-антипрививочницы грубо врывались в школу, вызывали полицию. Сама Елена однажды довела сотрудницу лицея до гипертонического криза, писала жалобы в различные инстанции.

– 24 апреля Роспотребнадзор вручил мне предписание с требованием в течение месяца отстранить дочерей скандалистки от обучения в лицее из-за того, что зимой 2019 года заболел туберкулезом один из учеников, – продолжает Марина Серова. – Родителям было предложено выбрать дистанционную или семейную форму образования.

Также директора дважды вызывали на беседу в Министерство образования Московской области в связи с жалобами Елены, однако никаких нарушений выявлено не было.

– Неоднократно младшая девочка приходила в школу в синяках и царапинах и рассказывала, что наступила на грабли. Детям мать запрещала питаться в лицее, потому что «там их отравят», на обед приносила им ржаной хлеб. Девочки с подачи матери стали озлобленными, часто оставались одни, – поделилась директор.

От агрессивного поведения активистки пострадала и детская поликлиника, в которой Елена рвала медицинские карточки детей.

– В итоге в отношении женщины правоохранительные органы назначили проверку. По ее результатам полицейские обратились в психиатрическую больницу № 15 о недобровольном психиатрическом освидетельствовании Елены, – рассказал адвокат активистки Родион Смирнов.

В конце мая 2019 год иск о принудительном освидетельствовании был удовлеторен, и уже 4 июня состоялось судебное заседание по второму иску от психиатрической больницы номер 15 – о госпитализации в недобровольном порядке. И снова суд встал на сторону медучреждения.

– Мы будем обжаловать решение суда, – не сдается Родион Смирнов. – Имеется заключение независимых специалистов, что у Елены нет показаний для госпитализации. Однако суд отказался принять его во внимание.

По словам Смирнов, убеждения его подзащитной о ненужных медицинских вмешательствах психиатры трактуют как бредовые идеи.

– Перед школой и садиком ребенку советуют сделать вакцины против наиболее опасных инфекций: кори, столбняка, эпидпаротита, дифтерии, краснухи, полиомиелита, БЦЖ. Также прививки против гепатита А, ветряной оспы и коклюша. Обязательные прививки есть и для взрослых. Все взрослое население должно получать ежегодную вакцинацию против гриппа, каждые 10 лет – ревакцинацию против дифтерии и столбняка. На настоящий момент всем взрослым до 35 лет необходима дополнительная вакцинация против кори, – комментирует главный внештатный педиатр Минздрава Московской области Нисо Одинаева.

172

Vaalis

У меня тут родственники бунтуют. Говорят, что тяжело платить за квартиру. Я оплачиваю ку, бабушка свет и телефон, тк он ей типа нужен. Недавно зашла за квитанцией и бабушка, а потом её дочь учинили скандал, что тяжело платить. Меня это все выбисило и я сказала, что буду оплачивать только свои 50% ку, светом я не пользуюсь, водой тоже. Я не права? При этом мы с супругом осуществляем весь текущий ремонт, те сантехнику, электрику, если что то сломалось, причём это что то куплено нами или моими родителями, а пользуется этим совсем другие люди, ещё и прентезии выставляю, что сломалось, а мы брось все и чини.

121

Божья Коровка

Всем доброго времени суток!

Сегодня у нас стартует Первый ежегодный поэтический конкурс внеконкурсных стихотворений.

Я думаю, что из мастерски сформулированного названия конкурса вы поняли, что в этот раз я принимаю стихотворения, которые по тем или иным причинам не могут принимать участие в основном конкурсе.

Определённой темы нет, усложняющих элементов тоже.

Если же кто-то захочет написать что-либо новенькое и поучаствовать, то милости прошу!

Итак, Первый ежегодный поэтический конкурс внеконкурсных стихотворений объявляю открытым!!!

П.С. Девочки, уже присылавшие внеконкурсные стихи, пожалуйста, перешлите ещё раз!!! Совсем жара мозги расплавила, и я удалила все старые письма из архивной папки, забыв выделить и оставить ваши…

Напомню о правилах.

1. Жду ваших писем на адрес [email protected]
2. Принимаю стихотворения с сегодняшнего дня до 8 июля (12 утра по Москве).
3. 9 июля создам тему для голосования.
4. Разумный размер приветствуется.
5. Количество стихотворений от одного автора не ограничено.
6. Не используем маты и псевдоматы, ибо правила форума надо чтить.
7. Авторов объявлю в теме-поздравлялке (создам 12 июля), поэтому строго-настрого прошу заранее не рассекречивать себя.
8. Для любителей поугадывать авторов 10 июля будет «Угадайка».
9. Не забудьте указать свой ник на форуме или укажите, что стихи слагаете анонимно.
10. Просмотрите свои творения на предмет ошибок и опечаток.
11. Все стихотворения проверяются на уникальность
12. Если вы хотите собственную аннотацию, то прошу её высылать вместе с вашим произведением.

96

Как учились на Руси

Сценарий Дня знаний

Ведущий 1 : Ребята! Сегодня у нашей страны особенный день. Весь наш народ отмечает День Знаний. Я поздравляю вас с этим замечательным днём, хочу пожелать вам хорошо и с интересом учиться. Сейчас я расскажу вам, как учились наши предки на Руси. Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

В 1028 году сын князя Владимира - Ярослав Мудрый - собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

Ведущий 2: Чтобы совершить путешествие во времени, «заглянуть» в прошлое и собственными глазами увидеть ушедшую жизнь, особых фантастических приспособлений не надо. Достаточно заглянуть в древний документ - самый надёжный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Одним из таких документов была книга под названием «Стоглав» - собрание постановлений Стоглавого собора, проходившего с участием Ивана 4-го и представителей Боярской думы в 1550-1551 года.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

Ведущий 1: Учили в школах только мальчиков - уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - закончил школу. Всё зависело от способностей.

В школах готовили в основном священников - только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

Латинский в то время уже был «мёртвым» языком - не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

Ведущий 2: Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звонка к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий. В «Азбуковнике» по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

В доме своём, от сна восстав, умыйся,

Прилучившимся плата краем добре утрися,

В поклонении святым образам продолжися,

Отцу и матери низко поклонися.

В школу тщательно иди

И товарища своего веди,

В школу с молитвой входи,

Тако же вон исходи.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву, в которой просили Бога: «Вразуми мя и научи книжного писания…». Затем проходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом - каждый на указанное учителем место.

Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 17 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А»-«Аз», «Б»-«Буки», «В»-«Веди», «Г»-«Глаголь», «Д»-«Добро»… Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! Представьте себя учениками школы 17 века: сложите из букв, которые я вам буду показывать, слова.

(Показать последовательно карточки с названиями букв, составляющих слово, а потом ребята составляют слово.)

Буквы для карточек:

«Добро», «Он», «Мыслете». (Дом).

«Ша», «Како», «Он», «Люди», «Аз». (Школа).

Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Ведущий 1: Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине). Будучи выдающимся мастером печатного дела и высокообразованным человеком, он поставил перед собой цель: «…духовные семена по вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». В «Азбуке» Ивана Фёдорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Фёдорова примечательна ещё и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Фёдоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так, как было удобно учителю и ученикам. В 1692 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву.

Книги были собственностью школы, они являлись главной ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ 17 века. Вот как написано в «Азбуковнике».

Книги ваши добре храните

И опасно наместо кладите;

Книгу кладя, печатью вверх закрывай

Указательного же древца в нею отнюдь не влагай.

Книги к старосте в соблюдение,

Со молитвой, приносите,

Тако же заутро принимая,

С поклонением, относите.

Книги свои не вельми разгибайте,

И листов в них тож не пригибайте.

Книг на седалищном месте не оставляйте,

Но на уготованном столе

Добре поставляйте.

Книг аще кто не бережёт.

Таковый души своей не бережёт.

Ведущий 2: За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченными в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, но надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный чулан. Есть в «Азбуковнике» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:

«Если кто урока не учит,

Таковой из школы свободного отпуска не получит…»

И не нужно думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Об этом говорилось в книге «Стоглав», бывшей, по сути, руководством для учителей в обучении и воспитании детей: «… не яростью, не жадностью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Вот между двумя полюсами, возможно, и пролегала стезя воспитания. И если «сладкое поучение» не шло впрок, тогда и применялся «педагогический инструмент», «вострящий ум, возбуждающий память».

Ведущий 1: Большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Кто же помогал учителю, если ему надо было отлучиться по неотложным делам или просто отдохнуть? Для этого в каждом классе учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Староста должен был наблюдать за ходом учёбы в отсутствие учителя и даже имел право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Ещё староста выслушивал уроки младших школьников, собирал и выдавал книги, следил за их сохранностью и должным с ними обращением. Распоряжался отоплением, освещением и уборкой школы.

Учитель выбирал старосту из старших учеников, в учёбе прилежных и благоприятных душевных качеств. Все управления школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, к коллективной жизни в «дружине». Были случаи, когда учитель не мог найти провинившегося, а «дружина» его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам. Часто виновник, чтобы не подводить «дружину», признавался в своей вине и безропотно принимал наказание.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

А да Б как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Н. Кончаловская.

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми. Поэтому недаром говорил наш замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский…

«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».

Только что прошли-пролетели летние каникулы. Давайте проведём разминку-тест наших знаний. Для этого проведём викторину.

Первое задание « Викторина».

1. Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение? (Монастыри, церкви, там обучали детей грамоте.)

2. В кириллице каждая буква имела название (аз, буки, веди и так далее). А как в кириллице называлась буква «д»? (Добро).

3. Как называется контроль официальных властей над содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции? (Цензура).

4. Как называется вымышленное имя, которым лицо (писатель, журналист) заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним).

5. Как называется предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и так далее? (Издательство).

6. Как называются записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары).

7. Как называется печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, связанных с этими днями? (Календарь).

8. Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров).

9. Название этой священной книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия).

10. «Чтение - вот лучшее учение». Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).

11. Кто такой книгочей? (Любитель чтения).

12. Букинист - это… (Торговец старыми книгами).

В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.

Задание - вспомнить, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.

А. Погорельский «… курица». (Чёрная).

В. Гауф «… Мук». (Маленький).

А. М. Волков «Семь…королей». (Подземных).

Х.К.Андерсен «… королева». (Снежная).

В.Г.Губарев «Королевство…зеркал». (Кривых).

Х.К.Андерсен «…Утёнок». (Гадкий).

А.Н.Толстой «…ключик, или Приключение Буратино». (Золотой).

Братья Гримм «… портняжка». (Храбрый).

Е.Л.Шварц «Сказка о … времени». (Потерянном).

П.П.Бажов «…копытце». (Серебряное).

Следующее задание - перекрёстный блицтурнир : одна команда называет слово, другая - антоним к нему, и наоборот. Например: белый - чёрный, сладкий - солёный, плакать - смеяться.

Ещё один конкурс «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

Но едва туда зашла

Буква озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

1. Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

2. На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи (грачи).

3. Шумливые палки (галки)

Затеяли драку,

Но вмиг улетели,

Увидев собаку.

4. Закричал охотник: «Стой!

Двери (звери) гонятся за мной!».

5. На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

6. На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

Задание: «Интеллектуальная игра».

  1. 1. Кто написал стихотворение «Бородино»?
  • А.С.Пушкин;
  • М.Ю.Лермонтов;
  • Н.А.Некрасов.

2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается со слов

«У Лукоморья дуб зелёный…»

  • «Руслан и Людмила»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Зимний вечер».

3. Кто из русских классиков родился в 1799 году?

  • А.С.Пушкин ;
  • Н.В.Гоголь;
  • А.П.Чехов.

4. Какой литературный герой предлагал дохлую кошку как средство от бородавок?

  • Карлсон;
  • Буратино;
  • Том Сойер.

5. Кто был третьим, от кого ушёл Колобок?

  • Медведь;
  • заяц;
  • лиса.

6. Этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Лапуту, в Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингнмов. Кто это?

  • Ж.Верн;
  • Дж.Свифт;
  • Д.Дефо.

Задание «Отгадайте по описаниям сказочных героев».

    • Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже немного украшает. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим её в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».)
    • Бедный арабский юноша из сказок «Тысяча и одна ночь». Это он разыскал волшебную лампу, внутри которой находился Джинн. Этот герой храбрый и весёлый. Его врагом стал злой волшебник... Назовите имя этого литературного героя. (Аладдин из сказки «Аладдин и волшебная лампа» из книги «Тысяча и одна ночь».)
    • Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как звать мальчугана? А директора театра? Кто написал повесть-сказку и как она называется? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
    • Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: засеять и вырастить поле ржи за одну ночь, построить дворец из воска, обернуться то голубкой, то уточкой… Никто не знает, кто она и откуда. А вы сейчас должны назвать её имя. Трудно? Подсказываю: она и Премудрая, она и Прекрасная… (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок.)
    • Любит варенье, любит мёд и другие вкусности. Его друг - маленький поросёночек. Как зовут этого героя? (Винни - Пух. А. Милн « Винни - Пух все-все-все»)
    • Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. Кто же он? (Доктор Айболит из одноимённой сказки К.И. Чуковского.)
    • Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землёй побывала… Вспомните, как звали эту девочку. (Дюймовочка из одноимённой сказки Х. К. Андерсена.)
    • Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у мальчика зажиточное, современное. Есть надежда, что со временем он станет богатым фермером. А в этом ему помогут пёс и кот. Вам знаком этот мальчик? Назовите его и автора книги о нём. (Дядя Фёдор. Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
    • Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала, в конце концов, принцессой. Кто эта девушка? (Золушка из одноимённой сказки Ш. Перро.)
    • Самый загадочный герой русской народной сказки. Чепуха какая-то: батон - не батон, пирог - не пирог, что - то вроде сухой сдобной булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой ничего доброго не сделал. А все его жалеют… Как его зовут? (Колобок из русской народной сказки.)

Сейчас ребята, подведём итог нашего соревнования и узнаем, кто у нас самый начитанный.

(Слово жюри).

Итак, титул «Самый интеллектуальный Добрый молодец класса» присваивается -……, « Самая интеллектуальная Красна девица класса» - …… Вручаются сертификаты и книги.

Список использованной литературы:

  1. Димиянова В.Е. Игры со словами / В.Е. Димиянова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №9. - С.70-71.
  2. Завьялова Н.В.Добро пожаловать в библиотеку! / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №12. - С.34-36.
  3. Завьялова Н.В. «Чтение - вот лучшее учение» / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - №8. - С.70-74.
  4. Из истории казачьего образования на Дону // Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону / сост. Г.Н. Рыков. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. - С. 5-98.
  5. Каркачёва Н.А. Как учились на Руси / Н.А.Каркачёв // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №6. - С.11-14.
  6. Культура России XVI века // История России XVI-XVIII вв.: учебник / А.Л. Юрганов, Л.А.Кацва. - М.: МЦРОС РОСТ, 1997. - С.70-90.
  7. Средневековая школа // Я познаю мир: История: Дет. энцикл. / Н.В. Чудакова, А.В. Громов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - С. 271-272.

Подготовила Задачина Н.В.

КАК УЧИЛИСЬ НА РУСИ Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же, при церквах и монастырях, появляются первые школы. Правда, вместо слова «школа» употреблялось «училище» - от глагола «учить». Кто учил? В документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нём и о его поведении. Один учитель вёл все предметы. У него был помощник - староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен был выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Из «Азбуковника» видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношений с родителями учеников, вносивших учителю по договорённости и по возможности каждого плату за обучение своих деток, часть - продуктами, часть - деньгами. Кто учился? В рукописи, от лица «Мудрости», содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности». Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. В перерыве ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово «однокашники». Чему учились? Из фрагмента древнерусского источника «…грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову» мы узнаём, что первоначально с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали «святые книги». Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги. Как учили? В рукописи, от лица «Мудрости», говорится, что книги, будучи собственностью школы, составляли главную её ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, «замкнув книгу», всегда клали её печатью кверху и не оставляли в ней «указательных древец» (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И ещё один совет - не увлекаться разглядыванием книжных украшений - «повалок», а стремиться понять написанное в них. Писали гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Как проходил урок? Занятия чаще всего начинались в декабре, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - значит, закончил школу. Всё зависело от способностей. Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал её на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учёбу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть! Все «Азбуковники» имели обширный раздел - о наказаниях ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не нужно, однако, думать, что учителя были очень жестокими. Тому, кто прославился как мучитель, никто бы не дал своих детей в учение. Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный «нужной чулан». Есть в «Азбуковниках» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»: «если кто урока не учит, таковой из школы свободного отпуска не получит»…

«На Руси учились так»

Экскурс в историю.

Ведущий 1: Сегодня мы пого-ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?

(Ребята отвечают.)

Летописи — исторические про- изведения XI XVII веков, в кото- рых повествование велось по го-дам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «лето- пись».

Ведущий 2: Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще-ния киевлян начал строить церк-ви, назначать священников, соби-рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна-ют о православной вере и не гото-вы к учёбе. Так обучение распро-странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?

(Ребята отвечают.)

Монастырь — это религиоз- ная община монахов или мона-хинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление уча-щихся было обычным в Средние века.

Ведущий 1: Покровителем учащихся счи-тается святой Сергий Радонеж-ский.

(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)

Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфо-ломея, такое имя дали С. Радоне-жскому родители, отдали обучать-ся грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Сте-фаном и младшим Петром. В от-личие от братьев Варфоломей су-щественно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огор-чались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба впе-рёд не продвигалась. И тогда слу-чилось событие, о котором сооб-щают все жизнеописания Сергия Радонежского.

Ведущий 1: По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лоша-дей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Вар-фоломей сначала смиренно пок-лонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закон-чит молитву. Старец, увидев маль-чика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Вар-фоломей, поклонившись, с волне-нием поведал ему своё горе и про-сил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо-лившись, старец отдал Варфоло-мею кусочек просфоры , благосло-вил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

(Демонстрируется картина «Виде- ние отроку Варфоломею» художни- ка М.В. Нестерова.)

Ведущий 2: В древности писали на воско-вых дощечках, которые называ-лись «цера», с помощью костяно-го или деревянного писала. В ка-честве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)

Ведущий 1: То, что мы теперь называем школьными предметами, в Сред-невековье называли искусствами, художеством, хитростью.

Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи-ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

(Демонстрируются предметы на- родного быта.)

Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те време-на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Давайте вспомним пословицы о грамоте.

(Ребята отвечают.)

Пословицы

  • Пророк Наум наставит на ум.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Красна птица перьем, а чело-век — ученьем.
  • Не учась, и лаптя не спле-тёшь.
  • Аз, буки и веди — страшат, что медведи.

Ведущий 1: Школа для детей обычно нахо-дилась при церкви. На урок соби-рал колокол, позднее колоколь-чик, а теперь звонок.

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя-там присаживаться на лавку толь-ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на-ходилась у окна, чтобы было боль-ше света. Когда все рассажива-лись, учитель начинал урок. Ребя-та, какое тогда было освещение в храмах?

(Ребята отвечают.)

Храмы освещают паникади-ла — огромные светильники со множеством свечей или лампад.

(Демонстрируется изображение паникадила.)

Ведущий 1: Главными школьными пред-метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз-бука. Часослов включает неизме-няемые молитвословия ежеднев-ных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной релик-вией, передававшейся из поколе-ния в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.

Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Снача-ла ребята наблюдали, как работа-ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус-тавом. Каждая буква стояла от-дельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, от-сюда и выражение «Писать с крас-ной строки». В очертаниях стро-гой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской кни- ги.)

Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжё-лое занятие. Изо дня в день выво-дили буквы — аккуратно и внима-тельно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Ког-да появилась бумага, писать стали гусиными перьями.

(Демонстрируется гусиное перо.)

Ведущий 2: Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.

(Демонстрируется чернильный при- бор.)

Ведущий 1: Чтобы чернила быстрее высы-хали, лист бумаги посыпали пес-ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе-сочницу затем сменила промокаш-ка, или промокательная бумага.

(Демонстрируется промокашка.)

Ведущий 2: Грамоту осваивали по Свят-цам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи ми-неи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православ-ной церкви. Причём повествова-ния эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по меся-цам и дням года.

(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)

Ведущий 1: Когда ученики уставали, им раз-решалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давай-те и мы сейчас немного отдохнём.

«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(Ребята делятся на 2 команды. Ве- дущий зачитывает начало послови- цы, а участники продолжают её.)

  • Азбука — наука... (А ребятам мука.)
  • Что написано пером... (Не вы- рубишь топором.)
  • Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
  • Не красна книга письмом... (А красна умом.)
  • Побольше грамотных... (По- меньше дураков.)
  • Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
    • Без муки... (Нет и науки.)
  • Ученье — красота... (А неу- ченье простота.)
  • Книга мала... (А ума придала.)

Ведущий 2: В полдень учени-ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за-нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за-учивать на уроке. Заученное про-износили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кри-чать как можно громче. Кто начи-нал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?

(Ребята отвечают.)

Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для ба-ловников считалось стоять на го-рохе часами. Но ещё больше боя-лись они розг. А вы знаете, что та-кое розги?

(Ребята отвечают.)

Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кро- вавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невоз-можно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили та-кую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».

Ведущий 2: Чтобы обучение шло успеш-нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода-ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зи-му преподаватель получал два руб-ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг ро-дители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр-на была каша. Именно с тех вре-мён одноклассников стали назы-вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?

(Ребята отвечают.)

Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.

Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угоще-ние. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать нас-тоящими однокашниками?

(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)

«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»

(Ребята отгадывают загадки.)

Загадки

Какая водица только для гра-мотных годится? (Чернила.)

Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)

. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)

Ведущий 1: По окончании школы человек становился гра-мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи-сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по-тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови-лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото-му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»

(Ребята отвечают на вопросы Ве- дущего.)

Вопросы

1.Как называли в Средние ве-ка школьные дисциплины? (Худо- жество, хитрость, искусство.)

  1. Почему песок на грамоте ещё не засох? (Потому что грамо- та только что написана.)
  2. Что за Наум, что ставит на ум? (Пророк Наум.)
  3. За что можно было заплатить соломой? (За учёбу.)

5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)

  1. Без чего не стояли на горохе? (Без провинности.)
  2. С кем вы больше всего каши съедите? (С одноклассниками.)
  3. Назовите главные предметы в древней школе. (Часослов, псал- тырь, письмо, старославянская аз- бука.)
  4. Сколько получал учитель за зиму? (Деньгами 2 рубля да ещё продукты и дрова.)
  5. Как в древности называли человека по окончании школы? (Грамотей.)
  6. За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? (За две зимы.)

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ре-бята!

Составитель: Ч.Е.А.

Использованная литература.

  1. Жития святых: Святителя Ди-митрия Ростовского: т. 11. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — (Русь православная).
  2. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003.
  3. Кошмина, И.В. Основы рус-ской православной культуры. — М.: Гуманит. изд. центр Владос,
  4. Круглый год. Русский земле-дельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. — М.: Правда, 1991.
  5. Крутогоров, Ю. Крещение Ру-си. Владимир Красное Солныш-ко. — М.: Белый город, 2001.
  6. Махотин, С. Ярослав Муд-рый. — М.: белый город, 2005.
  7. Скоробогатько, Н. Русская православная культура. — М.: Бе-лый город, 2006.
  8. Филякова, Е. Русская пись-менность. — М.: Белый город, 2004.
  9. Шангина, И. Русские девуш-ки. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  10. Шангина, И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.