Понятие, структура и функции политической системы. Основная функция политической системы общества

Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы , выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура политической системы не является чем-то статичным, она подвержена постепенным изменениям.

В структуре политической системы учеными нередко выделяются такие подсистемы, как институциональная (совокупность институтов и организаций), регулятивная (политические и правовые нормы, обычаи, традиции, символы), коммуникативная (формы взаимодействия власти, общества и индивида), функциональная (средства и способы реализации власти, формы политической деятельности, политические процессы), культурная или идеологическая (система ценностей, ментальность).

Широко распространена точка зрения, согласно которой выделяются четыре группы элементов политической системы:

1) политическая организация; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы; 4) политическая культура и политическое сознание.

Политическая организация является наиболее активной динамичной частью политической системы. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данном обществе. Именно благодаря организации происходит переход идей в материальную форму Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности - М., 2004. с - 70. .

Политическая организация включает в себя государство, политические партии, общественно-политические и экономические организации, СМИ, церковь и отношения между ними. В результате их взаимодействия осуществляется власть в обществе.

Такие элементы организации как государство, политические партии и общественные организации будут подробно рассмотрены в последующих темах. Отметим лишь несколько важных моментов.

Центральное место в этой подсистеме занимает государство. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для всех граждан. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая политической системе целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает орудием руководства и управления. Характер и объем государственной власти неодинаков в различных типах политических систем.

Государство и политические партии являются собственно политическими институтами, то есть они прямо и непосредственно осуществляют власть или стремятся к ней. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами разного рода общественные объединения и организации, массовые движения. По отношению к легально-публичной сфере, политические институты можно подразделить на официальные, формальные и «теневые», неформальные. К последним относятся неофициальные лоббистские группы, тайные организации, нелегальные экстремистские организации. Основным назначением политических институтов является представительство интересов различных слоев общества.

Особую роль в политической жизни общества играют СМИ и церковь. Они могут быть рассмотрены как механизмы, обеспечивающие обществу стабильность и в то же время возможность развития.

По массовости воздействия, оперативности, возможности предоставления трибуны разным точкам зрения, средства массовой информации выделяются среди других социальных институтов. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. К этому перечню следует добавить интернет, который за последние десять лет стал одним из эффективных средств получения и передачи информации. СМИ обладают разными возможностями и силой воздействия на аудиторию. Наиболее массовое и сильное влияние оказывают радио и телевидение.

СМИ не просто передают информацию о политике населению, но и определяют ее содержание, концентрируют внимание общества на тех или иных проблемах, или напротив, блокируют поступление нежелательной для политической власти информации. Выполняя функцию политической социализации и формирования общественного мнения, СМИ оказывают влияние на политическое поведение больших социальных общностей.

В современных условиях на облик СМИ влияние оказывают различные факторы. Важно, кто является их учредителем (государство, политические партии, массовые движения, отдельные лица); каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны.

Политические элиты (как правящие, так и оппозиционные) соперничают за контроль над СМИ. Исторически человечество знакомо с тремя формами взаимоотношений между СМИ и государством.

1) Государство владеет СМИ и полностью определяет их политику. 2) Государство не владеет СМИ, но влияет на их политику. 3) СМИ отражают плюрализм политических и социальных отношений.

В первом случае речь идет о тоталитарном политическом режиме , при котором СМИ являются средством тотального контроля за всеми сферами жизни общества. Главное предназначение СМИ в тоталитарном государстве - проведение пропаганды, то есть обеспечение доминирования в масштабах социума определенной точки зрения любыми средствами.

Во втором случае речь идет об авторитарных режимах , при которых власть стремится не допустить проникновение альтернативных точек зрения на ведущие телеканалы, запретить печатные органы оппозиции, оградить доступ к массовым газетам и изданиям.

Третий тип характерен для демократических стран, где СМИ отражают альтернативные позиции по проблемам общественно-политического развития. Свобода слова и выражения мнений являются одними из основных прав, закрепленных в законодательстве и гарантированных государством. Государственные структуры и политики вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М., 1996. с - 101. .

В то же время утверждение о том, что информационные потоки в странах демократии полностью неподконтрольны государству и другим институтам не соответствует действительности. Существуют частичные ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов. В ряде стран функционируют наблюдательные советы (например, совет попечителей Би-Би-Си в Англии), которые контролируют деятельность СМИ и следят за соблюдением законодательства. Возникло понятие «самоцензуры», как производное от трех форм регуляции деятельности СМИ: законодательства, профессиональных кодексов журналистской деятельности, разделяемых в обществе этических норм. У власти и бизнеса сохранились широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).

Таким образом, СМИ являются важной частью политической системы, оказывают серьезное влияние на политическую жизнь общества.

Заметную (в ряде государств доминирующую) роль в политической жизни общества играет церковь - особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов.

Религия и политика на протяжении долгих веков, так или иначе, соприкасались и соприкасаются друг с другом. Это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.

Религия опирается на довольно большие массы последователей, является формой общественного сознания, которая иногда довлеет над всеми другими формами. Это открывает широкие возможности для манипулирования общественными настроениями и поведением. Политика также неизбежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни будут неизбежно пересекаться.

Сложились традиционные каналы взаимодействия политики и церкви. Во-первых, религия вторгается в политическую жизнь путем влияния на поведение своих приверженцев, использования их религиозных чувств. Во-вторых, связи религии и политики обусловлены действиями и интересами аппарата церкви, руководителей различных религиозных организаций. В-третьих, политические деятели различных оттенков активно используют религию в сфере внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым религиозным движениям выгодное направление (например, расширить электоральную базу). В-четвертых, в силу определенных обстоятельств сами верующие обращаются к религии для обоснования своих интересов Макеев А.В. Политология. - М., 2000. с - 153. .

Последствия взаимодействия религии и политики могут быть самыми разными. Например, такой лозунг ислама, как джихад (священная война) может объединить как сторонников прогрессивных сил, так и реакции.

Религиозные движения и организации нередко выступали и выступают с миротворческой миссией, участвуя в урегулировании международных и локальных конфликтов.

Политические деятели нередко стремятся получить поддержку церкви. Примеры можно найти как в зарубежной, так и в отечественной практике. Клерикальная поддержка была оказана Р. Рейгану во время президентских выборов 1980 г. Православная Церковь в современной России выражает поддержку существующему политическому режиму.

За последние годы заметно усилилось стремление руководства русской православной церкви активно влиять на политическую жизнь в стране. Это проявляется в участии священнослужителей в политических кампаниях федерального и местного уровней.

В состав политической системы входят политические отношения . Этот компонент складывается из взаимодействий социальных групп, личностей, политических институтов по поводу устройства и управления обществом. Политические отношения подвижны и динамичны, принимают различные формы.

По характеру взаимоотношения субъектов политические отношения могут проявляться в форме принуждения, соперничества и сотрудничества, конфликта и консенсуса. По социальной направленности различают: отношения, направленные на сохранение и укрепление существующих политических условий и отношения, направленные на их изменение.

По субъектам политических отношений выделяют несколько групп:

1) отношения между классами, нациями и государствами; 2) вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления власти между правящими и подчиненными, между центральными и местными органами власти; 3) отношения между политическими организациями и учреждениями.

Политические и правовые нормы являются существенным элементом политической системы. Они существуют и действуют в виде конституций, законодательных актов, уставов и программ партий и политических организаций, политических процедур, норм, традиций, обычаев. Нормативно-правовая подсистема регулирует деятельность политических институтов и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, силы, доминирующие в данной политической системе, оказывают существенное влияние на характер политических отношений. Реальное воплощение правовых норм в политической практике зависит от типа политического режима. При тоталитаризме правовые нормы полностью игнорируются государством (или олицетворяющими политическую власть фигурами), авторитарный режим предполагает их частичное соблюдение, а в демократических странах общество и государство строго следят за соблюдением правовых норм в политике.

Политическая культура и политическое сознание являются субъективными элементами политической системы.

А.И. Соловьев определяет политическую культуру как совокупность типичных для конкретной страны (или группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений. От типа политической культуры будет зависеть успех преобразований, реализация принимаемых властными структурами решений.

Если политическая культура служит для характеристики политической системы в целом, то политическое сознание отражает внутреннее состояние отдельных субъектов (индивидов, социальных групп, слоев, масс, общества). В отличие от политической культуры, политическое сознание представляет собой более подвижное духовное образование. Оно обозначает всю совокупность представлений о мире политики субъекта, которые опосредуют его отношения с политическими структурами.

Формируясь под влиянием конкретной социальной и политической реальности, представления, ценностные ориентации и установки участников политики, их эмоции и стереотипы оказывают существенное влияние на их политическое поведение, уровень поддержки или неприятия политической системы, а в итоге на ее стабильность или изменчивость.

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ею специфических функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Действия же, ведущие к разрушению политической системы, ее дестабилизации рассматриваются как дисфункции.

Функции политической системы многообразны, непостоянны и изменяются с учетом конкретно-исторических условий. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Выделим ряд основных функций политической системы:

  • 1) целеполагания (определение целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества);
  • 2) выработки программ жизнедеятельности общества для достижения поставленных целей;
  • 3) мобилизации материальных и человеческих ресурсов;
  • 4) дистрибутивная функция (распределение благ, услуг и статусов в обществе);
  • 5) регулятивная функция (реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также через применение административных и иных мер в отношении нарушителей правил);
  • 6) функция интеграции общества (связана с приобщением граждан к политическим ценностям, правовым нормам, следованию принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльному отношению к институтам власти);
  • 7) функция реагирования (политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри, что позволяет системе адаптироваться к меняющимся условиям, обеспечить безопасность и динамичность общества) Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М., 1996. с - 110. .

Принципы, о которых здесь идет речь, - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Взгляды на политическую систему :

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Рациональная основа :

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу ), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность :

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

Структура политической системы.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

2) культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

3) нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

4) коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

5) функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

политическая система россия

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Политическая система - это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории.

Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма.

Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры.

В отечественной политической литературе выделяют четыре главные группы элементов политической системы:

  • - политическая организация;
  • - политические отношения;
  • - политические и правовые нормы;
  • - политическое сознание и политическая культура.

Политическая организация общества - это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе. Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь. Государство и партии являются собственно политическими организациями, т. е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.

Политические отношения представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Политические и правовые нормы являются существенным элементом политической системы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Через политические нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

Политическое сознание и политическая культура также относятся к числу элементов политической системы. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

Политическая система представляет собой совокупность взаимодействия подсистем. У разных исследователей количество подсистем неодинаково. В структуре политической системы выделяют три основные подсистемы:

  • - институциональная;
  • - информационно-коммуникативная;
  • - нормативно-регулятивная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации. Ведущим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов.

Информационно-коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дела на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, книги, глобальная сеть Internet, рассчитанные на огромную аудиторию.

Значения этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

Нормативно-регулятивная подсистема состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. Выделим следующие из них:

  • - определение целей и задач общества;
  • - выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества;
  • - мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;
  • - контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;
  • - интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.
  • - реагирующая;
  • - экстракционная;
  • - дистрибутивная;
  • - регулирующая.

Реагирующая функция связана с необходимостью политической системы отвечать на требования социальной среды. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих потребностей может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система в состоянии эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней среды. Данную функцию называют экстракционной.

Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы составляют содержание ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Американский политолог Г. Алмонд детально и последовательно анализировал функции политической системы. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций - функции «ввода» и функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: политическая социализация и привлечение к участию; артикуляция интересов; агрегирование интересов; политическая коммуникация; и три функции «вывода»: разработка норм-законов; применение норм; контроль над соблюдением норм. Функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, функции «вывода» - прерогатива правительства.

Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живет. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается тогда, когда ее функционирование основано на принципах, соответствующих политической культуре общества.

Артикуляция интересов - это первый функциональный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством. К примеру, в политической системе России до 1985 года артикуляция интересов имела специфический характер, так как люди не могли выражать интересы, не адекватные интересам КПСС. Предполагалось, что КПСС - единственная выразительница социальных интересов.

По мнению Г. Алмонда, политическая система, которая в состоянии артикулировать интересы, способна и агрегировать их, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики. Политическая партия считается специализированной агрегирующей структурой в современной политической системе.

Политическая коммуникация - это процесс передачи информации и убеждений. Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу. Кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному процессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.

В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

Государственная политика не исчерпывается принятием законов. Важным аспектом политики и процесса принятия решений является функция «применения норм», которую выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко законодательные и правовые структуры.

Контроль за соблюдением норм - это интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложение соответствующего наказания. Контроль - это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.

Введение

Тема «Политическая система общества» занимает важное место в курсе политологии: ее изучение позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.

Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.

1 Структура

Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы.

Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство обладает монопольным правом на контролируемой им территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы, нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги, различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организации предпринимателей, творческие объединения, всевозможные лоббистские организации в структурах законодательной и исполнительной ветвей власти, группы давления.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан с политической жизни.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Современная наука выделяет такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

Скрепляющим фактором структуры политической системы являются политические отношения , в процессе которых обеспечивается функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – классов, наций, социальных групп.

2 Функции

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции:

1) определение целей развития общества;

2) властно-политическая интеграция;

3) регулирование режима общественно-политической деятельности;

4) легитимация политического режима;

5) обеспечение целостного управленческого воздействия на общество;

6) разрешение конфликтов;

7) мобилизация ресурсов и др.

Иначе указанные функции можно обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях» (см. Фарукшин М. Политическая система общества. // Социально-политические науки, 1991, № 5).

Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие».

«Входящие» функции:

1) политическая социализация и вовлечение в политику;

2) артикуляция (выражение) интересов;

3) агрегирование (интеграция) интересов;

4) политическая коммуникация.

«Исходящие» функции:

1) нормотворчество;

2) использование правил и норм;

3) контроль за соблюдением правил и норм

Среди множества существующих в научной литературе определений понятий «политическая система» нам представляется наиболее полным определение, которое дано профессором А.В. Малько:

Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

В политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.

Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, признанных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.

В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:

1. Институционный (организационный) элемент. Является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (общественные организации, фонды, органы общественной самодеятельности и др.) политические партии – как специфический субъект и др.

2. Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах, политические партий; нормы права содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.; политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старшими депутатом);

3. Функциональный элемент. Раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (политические действия – проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы – процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, фактическое выдвижение кандидат в выборные государственные органы – есть акт реализации функций политической партии);

4. Идеологический элемент. Включает в себя теории, представления, понятие об основе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.;

5. Коммуникативный элемент. Включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводиться информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.

При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты:

· политическая организация общества, включает в себя государство, политические партии и движения, общественные организации, трудовые коллективы и т.п.;

· политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

· социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

· политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

· политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем;

1. По видам правовых культур политические системы делятся на:

· политические системы с романо-германской правовой культурой;

· политические системы с английской правовой культурой;

· политические системы с социалистической правовой культурой;

· политические системы с религиозно-традиционной правовой культурой.

2. В зависимости от характера политического режима делятся на демократические и антидемократические.

3. По видам политических культур, политические системы делятся на:

а) англо-американскую систему;

б) континентально-европейские системы;

в) доиндустриальные и частично индустриальные;

г) тоталитарные системы.

4. По степени участия граждан в политическом процессе выделяют следующие политические системы:

· развивающиеся;

· коммунистические;

· «либеральная демократия», для которой характерно высокая степень добровольного, но пассивного политического участия.

Кроме того системы подразделяются на открытые, т.е. имеющие динамическую структуру и широкие связи с другими системами и закрытые, т.е. имеющие жестко фиксированную структуру и характеризующаяся минимальными связями с внешней средой.

Говоря о сущности политической системы общества, следует заметить, что она наиболее ярко проявляется в ее функциях. В юридической литературе выделяют следующие функции политической системы:

1) политическое целепологание, т.е. выработка политических целей, касающихся изменения (укрепления) власти, политических институтов, развития демократии.

2) властно-политическая интеграция, т.е. использование политики и власти для выражения воли всего народа и подчинение ей всех основных звеньев и общества.

3) функция регулирования режима социально-политической деятельности в обществе, т.е. установление таких способов поведения и деятельности людей, групп, организаций, форм их взаимоотношения между собой, с государством, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.

4) функция обеспечения целостного управленческого воздействия субъекта управления на общество в целом, его сферы, отрасли экономики, культуры и т.п.

5) функция организации общества в целом.

6) функция определения и распределения материальных и духовных ценностей, благ в соответствии с интересами и потребностями каждого члена общества.

7) Утверждение данного общественно-политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.