Историческая характеристика петра 1. Как формировалась личность царя Петра Великого

Современников поражал сам облик Петра. Его рост был 2 метра 4 сантиметра. Он обладал огромной физической силой: мог разо-гнуть руками подкову.

У молодого царя Петра I были «нецарские манеры». Он не выступал ве-личаво, как это делали все цари до него, а ходил стремительной по-ходкой, делал резкие движения, говорил громким голосом. Он не любил медлительности не только в жестах, но и в делах.

В Немецкой слободе царь знакомился с европейскими обычаями и бытом.

Русские цари почти никогда не покидали пределы столицы, а тем более страны. А если и покидали, то только в связи с военны-ми делами или выездами на богомолье.

Пётр, по выражению В. О. Ключевского, «вырос и возмужал на дороге». На полтора года он отправился за границу учиться и знако-миться с Европой.

Памятники Петру I

Как великий правитель, монарх, полководец, ведущий за собой страну, Пётр I запечатлён в двух памятниках в Петербурге. Материал с сайта

Картина «Пётр I» (В. Серов)

Художник начала XX в. В. Серов на картине «Пётр I» изобразил реши-тельно и быстро шагающего царя на фоне полупустынного строящегося го-рода Петербурга. Фигура царя внушает уверенность, что все задуманное им осуществится. Он не оглядывается, но знает, что не один. За ним, едва по-спевая за его размашистой походкой, преодолевая порывы ветра, почти бе-жит его окружение. Картина демонстрирует порыв, нетерпение и убеждён-ность царя в правоте своего дела, своих поступков.

Картина «Пётр I допрашивает царевича Алек-сея» (Н. Н. Ге)

Полна драматизма картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алек-сея». Действие происходит в Петергофе, загородной резиденции царя. Кар-тина передаёт трагедию взаимного непонимания двух самых близких лю-дей — отца и сына. По разные стороны стола находятся они. И не соеди-ниться им. Угрюм и упрям потупленный взгляд царевича Алексея, который очень боялся своего отца-монарха. Тосклив и гневен взгляд Петра — его сын, его наследник, его надежда на продолжение начатого не принимает дело отца, не его соратник и преемник!

Личность Петра Великого не так проста, как мы привыкли ее себе представляли. То, что в этой личности сразу бросалось в глаза- склонность Петра к физической работе, его практическая сметливость и сноровка.

Интересно и поучительно всесторонне понять этого человека, с детства на всех нас производившего сильное впечатление своим гигантским ростом (без двух вершков сажень!), - своею необыкновенною силою, жестокостью, всей своей гордой и величественной осанкой.

Уже с самого своего рождения (в ночь на 30-е мая 1672 г.), Петр обещал быть физически выдающимся человеком: новорожденный ребенок оказался великаном - 11 вершков в длину и 3 вершка в ширину. Он не пошел ни в своего отца, царя Алексея Михайловича , ни в деда по отцовской линии. Петр унаследовал внешние и внутренние особенности материнского рода. В роде Нарышкиных был большой запас здоровья, много подвижности, энергии и настойчивости.

Петр унаследовал не только положительные, но и отрицательные черты Нарышкиных. Ребенок изумительно быстро встал на ноги, начав ходить, когда ему исполнилось всего полгода. Игрушками и забавами, окружавшими раннее детство Петра , развивались в нем преимущественно военные вкусы, и в этом ничего нет удивительного, не только вследствие естественной склонности мальчика к играм в солдатики.Солдатиками юнного Петра I были его сверсники преставленные к ниму. Эти самые ранние игры были семенами, упавшими на очень благодарную почву.

Маленький царевич не интересовался никакими забавами, кроме военных. Ранним физическим и умственным развитием он, по-видимому, значительно опередил своих ровесников, - «робятки» скоро ему наскучили, и их пришлось заменить взрослыми «робятами», из которых, по повелению царя, был набран полк со знаменем, в зеленом мундире, вооруженный настоящим ружьем и названный «Петров полк », по имени своего воинственного полковника по 4-му году от роду. Уже с самого раннего детства, в воспитании Петра, слагавшемся из военных потех и обучения, были на лицо те элементы, которые потом приписывались исключительно влиянию Немецкой Слободы: военное дело и иноземцы. Правда, позднее, в период общения Петра с Немецкой Слободой , означенные элементы в его жизни были представлены в усиленном, и даже утрированном виде, но намечены они были еще в ту пору, когда маленький Петр находился под ласковым попечением своего отца. Брат Петра, царь Федор, не лишая его военного обучения, добавил к нему обучение грамоте; но достоин внимания тот несомненный факт, что с военными упражнениями ребенок познакомился раньше, чем с букварем. Обучение грамоте начато было, когда Петру доходил 5-й год (12 марта 1677 г.). Необыкновенно острая память позволила царевичу весьма быстро и легко проходить малозанимательный путь тогдашней «науки книжного научения», где и букварь, и Апостол , и Евангелие являлись какими-то неподвижными заграждениями. Ознакомление Петра с русской историей велось по специально для этой цели приготовленной книжке с иллюстрациями, по «царственной книге в лицах». Таким образом, видим, что начало той безграничной любознательности, которая всех поражала в Петре (в частности его интереса к русской истории) тоже было положено еще во время раннего его детства. Образование Петра, при средствах тогдашней педагогии, в общем было начато правильно, но оно быстро кончилось, и потому младший сын царя Алексея, если и «остро прочитал» «наизусть или памятью» «все Евангелие и Апостол», то в отношении письма, требовавшего гораздо большего времени для усвоения, остался недоучкой. Военное дело, начатое раньше обучения грамоты, дало до 1682 года более прочные результаты, чем уроки Зотова. Петр развился так, как не развиваются обыкновенные люди, - и физически, и умственно. 10-ти летний мальчик казался 15 - 16-ти летним юношей, невольно приковывавшим к себе взор своею внешностью. Это был курчавый, черноволосый отрок, по виду старшего возраста, с искрившимися природным умом, большими глазами.

Действительно, еще в раннем детстве замечалась некоторая торопливость и нетерпеливость в его поведении. Необыкновенная живость и подвижность ребенка однажды поставила Наталью Кирилловну , наблюдавшую через небольшое отверстие в двери церемонию посольского приема. На основании подобных рассказов, внутренняя художественная правда которых едва ли может подлежать сомнению, достаточно было бы сказать, что Петр от природы обладал чрезвычайно живым, но в то же время и весьма нервным, крайне быстро воспринимающим впечатлением бытия, темпераментом. Если это так, то легко можно представить себе то впечатление, которое произвели на 10-ти летнего Петра разыгравшиеся перед ним кровавые сцены во время стрелецкого мятежа , когда он опять стоял рядом с матерью, на этот раз на Красном крыльце. Тогда он научился бояться. Так приходится думать, принимая во внимание позднейшее отношение Петра к зверской расправе стрельцов с близкими к нему людьми и прежде всего с баловавшим его подарками добрым дедушкой Матвеевым . Никогда в течение всей жизни, Петр не мог забыть этих кошмарных минут; заложив в его душу восприимчивость к страху.

К констатированному настроению Петра так или иначе примыкает вся темная сторона его деятельности. Мстительность которую Петр проявил при расправе со стрельцами, не побрезговав и на себя взять обязанностьпалача и кощунственно обагрив кровью казнимых останки старого заводчика стрелецкой смуты Ивана Мих. Милославского , семя коего Петр так радикально уничтожал; мстительность, которую он проявил в деле первой и второй супруги, а главное своего несчастного сына, - воочию показывает, как далеко пошла порча личности Петра Великого, начатая в детстве, продолжавшаяся в юности и отложившая, в конце концов, на психике Петра такую толстую кору жестокости, несдержанности и всяких пороков, что лишь самые близкие к нему люди не усумнились в его способности к хорошим, гуманным порывам, а остальные, стоявшие дальше от Петра, причислили его к отталкивающему типу деспотов и мучителей - наподобие Ивана Грозного .

Ум Петра справедливо считают гениальным, но не достаточно, кажется, определяют, в чем собственно заключалась эта гениальность. Поразительная, чрезвычайно редко встречающаяся, способность переходить от привычных умственных ассоциаций к новым, - необычным для той же культурной среды, молниеносно входить во вкус этих новых accoциаций, делать их своими собственными и самостоятельно создавать из них новые ряды и комбинации ассоциаций, - вот в чем состояла гениальность петровского ума.

Разумеется, раннее отторжение от привычного «чина» царского обихода и приобщение Петра к людям «всякого чина» и к иноземцам с иными понятиями, столь же разнообразными, как и этнографический состав Немецкой Слободы, содействовали той умственной свободе, которая резко отличает Петра от его предшественников; но этим указанием не может быть исчерпано объяснение: главная его часть должна пасть на долю цепкости, стремительной сообразительности и постоянно возбужденной силы петровского ума. Только при отмеченных свойствах ума и гениальной способности не по дням, а по часам превращаться из «московита» - в европейца не по внешности только, а по самому способу мышления и по умственным эмоциям, - из Петра и мог выйти такой преобразователь России, каким он вышел.

Личность Петра Великого не так проста, как мы привыкли ее себе представлять. То, что в этой личности сразу бросалось в глаза, действительно просто -- склонность Петра к физической работе, его практическая сметливость и сноровка, его веселость, кажущаяся прямота и чисто стихийные порывы в выражении ласки и гнева, склонность этого человека к простой жизни и к грубым шумным удовольствиям, к близкому общению с простым людом -- все это в царе, слишком громко и открыто заявлявшее о себе, весьма упростило образ того, кого называют преобразователем России. И в нашем воображении особенно крепко засело представление о Петре, как о «царе-плотнике», «мастере», как о «моряке» с «матросским аппетитом», к чему как-то больше подходила необычная для царя повадка, и вообще, вся простецкая обстановка жизни этого государя. Интересно и поучительно всесторонне понять этого человека, с детства на всех нас производившего сильное впечатление своим гигантским ростом, своею необыкновенною силою, жестокостью, всей своей гордой и величественной осанкой, повелительным суровым выражением красивого, но немного грубоватого круглого лица, обрамленного откинутыми назад густыми, вьющимися волосами...

Уже с самого своего рождения (в ночь на 30 мая 1672 г.), Петр обещал быть физически выдающимся человеком: новорожденный ребенок оказался великаном -- 11 вершков в длину и 3 вершка в ширину. Он не пошел ни в своего отца, царя Алексея Михайловича, ни в деда по отцовской линии -- людей, не отличавшихся крепким здоровьем и вообще представлявших иной тип личности. Игрушками и забавами, окружавшими раннее детство Петра, развивались в нем преимущественно военные вкусы. Эти самые ранние игрушки и игры были семенами, упавшими на очень благодарную почву: они-то и пустили первые и весьма жизнеспособные побеги необыкновенной любви Петра именно к военному ремеслу; по свидетельству современника Крекшина, маленький царевич не интересовался никакими забавами, кроме военных. Ранним физическим и умственным развитием он, по-видимому, значительно опередил своих ровесников, которые скоро ему наскучили, и их пришлось заменить взрослыми, из которых по повелению царя был набран полк со знаменем, в зеленом мундире, вооруженный настоящим ружьем и названный «Петров полк», по имени своего воинственного полковника по 4-му году от роду. петр реформа государственный

С детства в Петре были заложены такие качества как торопливость, трудолюбие, нетерпеливость, саморазвитие, любопытство, остроумие, интерес к новшествам.

Ум Петра справедливо считают гениальным, но не достаточно, кажется, определяют, в чем собственно заключалась эта гениальность. Поразительная, чрезвычайно редко встречающаяся, способность переходить от привычных умственных ассоциаций к новым -- необычным для той же культурной среды, молниеносно входить во вкус этих новых accoциаций, делать их своими собственными и самостоятельно создавать из них новые ряды и комбинации ассоциаций -- вот в чем состояла гениальность петровского ума. В петровском уме, несмотря на громадную его чуткость и переимчивость, было много самостоятельности, основанной на крепком здравом смысле, на чисто русском «себе на уме».

Интересы России, русского народа были для Петра исключительными, единственными интересами, ради которых он жил и работал «в поте лица», «не покладая рук».

Петр Великий сделал очень много для развития и процветания своего государства и народа, что вызывает множество противоречий.

Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.

Когда Петру было десять лет, его с братом Иваном провозгласили на царствование. На самом деле царствовала Софья Алексеевна. А Петр с матерью уехали в Преображенское. Там маленький Петр начинал интересоваться военной деятельностью, кораблестроением.

В 1689 году царем стал Петр I, а правление Софьи приостановилось.

За свое правление Петр создал мощный флот. Правитель воевал против Крыма. Петр поехал в Европу, так как ему нужны были союзники, которые помогли бы ему выстоять против Османской империи. В Европе Петр много времени посвятил кораблестроению, изучению культур разных стран. Правитель освоил много ремесел в Европе. Одно из них – садоводство. Петр I привез в Российскую Империю тюльпаны из Голландии. Императору нравилось выращивать в садах разные привезенные из заграницы растения. Также Петр привез Россию рис и картофель. В Европе он загорелся идеей изменить свое государство.

Петр I вел войну со Швецией. Он присоединил Камчатку к России и берег Каспийского моря. Именно в этом море Петр I крестил приближенных к себе людей. Реформы Петра были новаторскими. Во время правления Императора было несколько военных реформ, мощь государства усилилась, и были основаны регулярная армия и флот. А также правитель вкладывал свои силы в экономику и промышленность. Петр I вложил много сил в образование граждан. Им были открыты многие школы.

Петр I умер в 1725 году. Он был тяжело болен. Петр передал престол своей жене. Он был сильной и настойчивой личностью. Петр I внес много изменений, как в государственный строй, так и в жизнь народа. Он удачно правил государством более сорока лет.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Бажов Павел Петрович

    Павел Петрович Бажов был рожден в 1879 году недалеко от города Екатеринбурга. Отец Павла был рабочим. Павел в детстве часто переезжал семьей с места на место из-за командировок его отца.

  • Михаил Горбачев

    Михаил Сергеевич Горбачёв появился на свет 2 марта 1931 года в ставропольском селе Привольное. В детские годы ему пришлось столкнуться с захватом немецкими фашистами Ставрополя

Детство Петру выпало трудное. На четвертом году жизни он лишился отца и уже с ранних лет мог наблюдать и чувствовать на себе все «прелести» борьбы за власть придворных группировок, сложившихся в царствование бездетного Федора

Алексеевича (1676-1682). Одна из них возглавлялась старшей сестрой Петра –

Софьей и опиралась на родственников первой жены Алексея Михайловича –

Милославских. Ей противостояла группировка вдовствовавшей царицы Натальи

Кирилловны. 27 апреля 1682 г. после смерти Федора Алексеевича царем был выбран Петр, поскольку его старший брат Иван Алексеевич в силу своей болезненности был признан неспособным к правлению, а другие братья умерли еще при жизни царя. Однако уже в мае 1682 г., воспользовавшись бунтом стрельцов (на глазах 10-летнего Петра мятежники убили нескольких бояр из нарышкинского клана), Милославские добились, чтобы царями считались оба брата, а Софья в силу их несовершеннолетия была правительницей государства.

Во время правления Софьи (1682 - 1689) Петр находился в Преображенском и других подмосковных селах. Он с жаром отдавался военным играм с отрядами

«потешных», а, найдя старый английский бот, увлекся кораблевождением на

Яузе, а затем на Переяславском озере. Хотя Петр, к огорчению своих близких, и не интересовался государственными делами, именно в детские и юношеские годы у него во многом сформировался характер, круг интересов и ценностей, который станет определяющим для всего его последующего царствования.

И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью; целеустремленность, трудолюбие - с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка; неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто «сухопутное» происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.

Столь выдающаяся в ряду московских государей личность Петра I служила как бы приметой времени. Почти столь же необычна, хотя и явно меньше по масштабу, силе характера была фигура кн. В.В. Голицына (1643 - 1714), фаворита Софьи, видного государственного деятеля и дипломата, оказавшегося волею судьбы одним из политических противников Петра I. Прекрасно образованный князь также был реформатором и поклонником Запада. Причем, в отличие от молодого Петра, он имел программу радикальных преобразований, включавшую реформу армии, распространение просвещения, включая отправку на учебу за границу, и даже отмену крепостного права! При активном участии

Голицына было отменено местничество, а в 1686 г. был заключен «Вечный мир» с Польшей, по которому она окончательно отказывалась от Левобережной

Украины, Киева, Смоленска, а Россия в союзе со странами «Священной лиги» вступала в войну с Турцией. На этом, однако, государственные свершения

Голицына, практически, закончились. Два похода на Крым, осуществленные под его руководством в 1687 и 1689 гг., оказались неудачными, а его реформистские планы - нереализованными. Вместо утонченного книжника- идеалиста Голицына на авансцену ждавшей перемен России вступил Петр I, по выражению В.О. Ключевского, «царь-плотник», «работник на троне».

В 1689 г. правление Софьи было ликвидировано. Ее заточили в

Новодевичий монастырь, а Голицына сослали в Каргополь. И хотя власть перешла к Петру, государственным делам он по-прежнему предпочитал воинские игры. Последние постепенно теряли характер «забав». Из потешных формируются регулярные иноземного строя полки (которые в дальнейшем положат начало русской гвардии), в Архангельске начинается строительство кораблей.

Исподволь вызревает и политическая стратегия. Она органически соединила в себе наклонности Петра, его одержимость морским и военным делом, и объективные потребности страны, задыхавшейся в противоестественной изоляции от морских путей, а, следовательно, - от широких торговых и иных контактов с передовыми державами.