Посвящение современному двоечнику. А.П

Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники!

Представляю свою работу «Образ двоечника в литературе 20 века».

Основными произведениями, которые рассматриваются в работе, стали:

Слайд «Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова,

«Баранкин, будь человеком!» В.Медведева,

«В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной,

цикл Б.Заходера «На задней парте»,

«Про одного ученика и шесть единиц» и «Кот и лодыри» С.Маршака,

«Сказка о потерянном времени» Е.Шварца,

повесть Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова».

Слайд Цель данной работы: рассмотрение образа двоечника в каждом произведении изучение причины плохой учебы. .

Тема является актуальной в современной жизни. Практическая значимость заключается в том, что серьезного исследования темы «Образ двоечника в русской художественной литературе» не встречалось, критическая литература отсутствует.

В этих произведениях слово «двойка» становится ключевым, а мотив исправления школьной успеваемости выходит на первый план.

Слайд Задачи данной работы:

    Объяснить лексическое значение слов «двойка», «двоечник»;

    Сформулировать причины неуспеваемости;

    Рассмотреть образ двоечника в указанных произведениях.

    Провести социологический опрос среди одноклассников, учителей, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме;

    Изучить различные источники, содержащие сведения по проблеме неуспеваемости учеников;

Объект исследования: наиболее популярные тексты детской литературы, главный в которых двоечник, факты биографии из жизни знаменитых людей.

Предмет исследования : отношение главного героя текста и отношение одноклассников к выдвинутой проблеме.

Гипотеза: быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно.

Считаю, что постепенное решение поставленных задач приведет к достижению цели.

Слайд Ученые выделяют несколько типов двоечников:

    Двоечник-лентяй постоянно зевает, не хочет даже открывать учебник, бесконечно смотрит на часы. Ему неинтересно.

    Двоечник-хулиган. Этот типаж доставляет массу хлопот всей школе своим поведением.

    Креативщик - распространённый типаж мальчика - не отличника, выдумывающего различные штуки, приборы, каверзы и приколы.

    Профи – это такой двоечник, который по виду похож на классического отличника, но у него патологическое пять по литературе и такое же патологическое два по математике.

Слайд Двоечники могут хорошо учиться. Им просто нужна адекватная помощь, писатели, кажется, куда лучше, чем учителя и родители, понимают, что творится в головах и душах двоечников и чем им можно помочь.(слайд с героями)

Среди таких же «неучей» есть богатые и знаменитые люди, успеху и настойчивости которых мог бы позавидовать каждый. Одарённость не всегда проявляется в высокой успеваемости.

В детстве будущий гений Альберт Эйнштейн учился так плохо, но в 1921 году он стал Нобелевским лауреатом.

Будущие великие писатели Александр Герцен, Байрон, Эдгар По, Оноре де Бальзак, Николай Гоголь, в школе считались неспособными учениками.

Исаак Ньютон в школе был одним из самых неталантливых, но спустя десятилетия о нём стали говорить другое: «Никогда ещё ничего подобного не было создано силами одного человека».

У Пушкина был совершенно нечитаемый почерк; кроме того, Александр Сергеевич был неуспешен в математике.

Таким образом, не все известные люди были успешны в прошлом.

Слайд Мною было проведено исследование среди обучающихся 5 класса Голдыревской школы и коллектива педагогов школы.

Выявлено, что 40% учащихся без желания идут в школу, без настроения учатся. 85% опрошенных редко или нечасто получают двойки. 80% опрошенных заявили, что им несправедливо ставят плохие отметки. 20% учащихся считают, что требования учителей завышены. 100% отметили, что причина неуспеваемости – это лень. На вопрос: «Зачем хорошо учиться?» ответили, чтобы получить хорошую профессию. А некоторые хотели бы быть любимчиками учителей.

Учителям тоже было предложено ответить на ряд вопросов. На вопрос, любите ли вы ставить двойки, 70% ответили, что ставят их в крайнем случае. Причинами неуспеваемости называют лень, отсутствие контроля со стороны родителей, а также безнаказанность. Двойку рано или поздно «закроют» другой оценкой. Учителя занимаются с такими учащимися, чтобы повысить успеваемость.

Таким образом, и учителя, и ученики по-своему относятся к двойке и двоечникам.

Слайд Исследуемые произведения позволяют сделать вывод о том, что чтобы добиться успеха в любом виде деятельности, необходимо трудиться. Бедные двоечники не могут заставить себя начать работу, мысли их разбегаются, тетради украшены кляксами, на рабочих столах беспорядок. Всем известно, что успех – это 99% пота и только 1 % успеха.

Но в конце концов они берутся за ум сами или при помощи волшебства. Одному Семену Панталыкину чуда не досталось: «На второй год остаюсь в классе. Отец выдерет, ружья не получу, «Вокруг света» мама не выпишет…». А помочь им можно даже без чуда.

Успешность в жизни не всегда связана с успеваемостью, и часто зависит от личных качеств человека. Необычный ход мыслей, умение делать выбор и приспосабливаться к новой обстановке – все ступеньки той лестницы, которая ведет к успеху. Двоечниками не рождаются, ими становятся.

Таким образом, быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно. Из двоечников вырастают гении!

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.

Товарищи взрослые, а не хотите ли подурачиться? Вдруг вы и в детстве были серьёзными, отличниками круглыми, а может, квадратными? Вдруг вы упустили что-то очень важное-преважное, детство прошло, а вы так и не встали посреди урока на парту и не прокукарекали, и не спели в 8:27 утра под окнами школы упражнение №43, а потом упражнения №44, 45, 46, изложение, диктант и наконец — сочинение на тему «Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века», а потом таблицу умножения, Менделеева и строение клетки. А в ванной девятый вал не устраивали, а усилием воли температуру на градуснике до 39 не поднимали? Как зачем? Чтобы в школу не ходить. Ведь учителя там заставляют повторять то, во что ты не веришь.

— Слушай, Серёжа, — сказала как-то учительница по физике, — я же не зверь. Если ты знаешь что-нибудь по физике — скажи, я тебе пятёрку поставлю.
— Что сказать-то? — спросил Серёжа.
— Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай... повтори. На все тела-а-а...
— Не могу, — пробормотал Серёжа. — Не могу я повторять то, во что не верю.
— А во что же ты веришь?! — закричала учительница?
— В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, — спокойно сказал Серёжа.
После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.
— Садись, Гаврилов, — сказала учительница по физике, — два!

Ну и как после этого в школу ходить?! Лучше почитать о школьной жизни «Записки выдающегося двоечника» Артура Гиваргизова и проникнуться его искрящимся, как лимонад в стакане, юмором, немножко колючей, но милой и доброй как ёжик иронией, посмеяться над детскими проделками, которые не что иное, как бунт ребёнка против забывчивости взрослых. Да-да, взрослые порой предают забвению тот факт, что сами были детьми, становясь слишком скучными, озабоченными и совсем далёкими от своих любимых деток. Только дедушка понимает одинокую детскую душу:

— Дедушка, а что такое старость? — спросил как-то Коля.
— Это всё равно что детство, — ответил дедушка, брызгая в Колю из водяного пистолета, — только поясница болит.
— Хватит! — рассердился Коля и отнял у дедушки пистолет. — Давай лучше гараж построим.
— Давай, — согласился дедушка: ему было всё равно, во что играть. — Когда я был маленький, у меня пластмассовых лёгких кубиков не было, и я строил всё из кирпичей.
— Здорово! — восхитился Коля. — Тебя, наверно, родители за это хвалили.
— Нет, — вздохнул дедушка, — ругали. Говорили, что потолки низкие, прихожая маленькая, санузел совмещённый, линолеум, обои надо переклеивать, лестница на второй этаж узкая, рамы плохо подогнаны...
— Да-а-а, — качал головой Коля, — я тебя понимаю, родителям не угодишь.
— Не угодишь, — согласился дедушка, схватил водяной пистолет и стрельнул в Колю.

Чтобы не стать родителями-буками, родителями-привередами и не прокиснуть в повседневном быту, рекомендуется каждый день читать вместе со своими дочками и сыночками школьного возраста прозу Артура Гиваргизова. Этому писателю можно доверять: будучи преподавателем по гитаре, он знает о школьной жизни изнутри. Желательно откинуть скепсис, не искать логику, а расслабиться, погрузиться в абсурд, смеяться, шутить и делать мудрые выводы. Коротенькие рассказы о школьных буднях обычных мальчиков и девочек, их родителей и учителей обладают поразительной многомерностью. Понятные и смешные для детей, они могут открыться вдумчивому родителю во всей глубине. Автор в краткой форме, словно художник-график, штрихами создаёт необыкновенную иллюстрацию жизни, на которой хочется рассматривать привычные явления под разными углами, фантазировать и, может быть, даже снимать шоры, смотреть на действительность по-новому, более радостно, оптимистично, оставляя место шуткам и веселью.

Быть двоечником стыдно или почетно?

  • Исследовательская работа.
  • Автор -Ягодкин Сергей.
  • Руководитель -Вострикова В.П,учитель русского языка и литературы.
Ф.П. Решетников «Опять двойка» ГИПОТЕЗА: Быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно ОБЪЕКТ предмет ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Факты биографии знаменитых людей
  • ДОВАНИЯ

Отношение учащихся МКОУ МСОШ

к выдвинутой проблеме

Цель и задачи исследования: ЦЕЛЬ: изучить причины плохой учебы и при этом достижение высоких жизненных успехов на примере жизни и деятельности знаменитых людей мира ЗАДАЧИ: провести социологический опрос среди моих ровесников и одноклассников, учителей, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме; изучить различные источники, содержащие сведения по проблеме неуспеваемости учеников; выяснить какие факторы негативно влияют на учебу в школе; Методы исследования: Метод социологического опроса. Анкетирование. Метод сбора и анализа информации. Метод наблюдения. Моделирование Это - не документы, Это - песня... 1(единица) – высшая мера наказания Результаты анкетирования - 40% учащихся без желания идут в школу, без настроения учатся. -85% опрошенных редко или нечасто получают двойки. -80% опрошенных заявили, что им несправедливо ставят плохие отметки, -20% учащихся считают, что требования учителей завышены. 100% отметили, что причина неуспеваемости – это лень. На вопрос: «Зачем хорошо учиться?» ответили, чтобы получить хорошую профессию. А некоторые хотели бы быть любимчиками учителей. Результаты анкетирования педагогов

  • 70% не любят ставить двойки, ставят их в крайнем случае.
  • Причинами неуспеваемости называют лень, отсутствие контроля со стороны родителей,
  • а также безнаказанность.
  • Двойку рано или поздно «закроют» другой оценкой.
  • Они занимаются с такими учащимися, чтобы повысить успеваемость
Великие двоечники: Уинстон Черчиль.
  • Не отличался в юные годы хорошей дисциплиной Уинстон Черчиль. С интеллектом у этого ученика, было все в порядке. А вот английская система обучения парню не нравилась.
  • В итоге среди учителей он заслужил звания самого безнадежного тупицы. Что впрочем не помешало ему позже возглавить Великобританию во время тяжелейшего исторического периода, а также получить Нобелевскую премию по литературе.
Великие двоечники: Ричард Брэнсон
  • Мультимиллионер Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group и частного космического туризма, проходит как раз по этой части.
  • На уроках будущий финансовый магнат не мог связать двух слов – мычал, заикался и отчаянно краснел всякий раз, как его вызывали к доске.
Великие двоечники: Билл Гейтс и Стив Джобс Состоятельные люди, построившие многомиллионный бизнес, но не отличившиеся в школе. Среди них – основатели всемирно известных IT-корпораций Билл Гейтс и Стив Джобс Эти парни не всегда успевали в учебе.. А вот с высшим образованием у обоих не сложилось совсем. Джобс бросил Рид-колледж, не проучившись и одного года. А Гейтса отчислили из Гарварда на втором курсе. Парни не растерялись и открыли свое дело, которое принесло им состояние с огромным количеством нулей. А для всех нас их отчисление из вуза открыло эру высокотехнологичного программного обеспечения и сверхумных IT-технологий. Великие двоечники: Константин Циолковский
  • Основной причиной, по которой отец космонавтики попал в мой скорбный список, является его тугоухость – последствие скарлатины, перенесенной в десятилетнем возрасте.
  • Мальчик, воспринимавший только обрывки фраз учителя, был обречен на хроническую неуспеваемость.
  • Во втором классе 13-летний гимназист остался на второй год. Из третьего был исключен за неуспеваемость.
  • Он больше нигде и никогда не учился, однако система образования не смогла отделаться от Циолковского так легко: через шесть лет он успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.
ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН Создатель теории относительности и лауреат Нобелевской премии по физике не отличался большими успехами в учебе,а в 1895 году он бросает гимназию, так и не получив аттестата зрелости. Блестяще сдав вступительный экзамен по математике в Цюрихский Политехникум, молодой человек проваливается на экзаменах по ботанике и французскому языку. Только на следующий год ему удается поступить на педагогический факультет, но из-за бедственного материального положения Эйнштейну не сразу удается попасть в мир науки ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Томас Эдисон Миллионер и один из самых плодовитых изобретателей в американской истории уже на второй день он сказал, что в школе ему не нравится. К концу первого месяца Томас стал круглым двоечником. . Все свои знания основатель General Electric получил дома. Мать научила его читать (правда, не писать – с этим у Томаса были проблемы всю жизнь) ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: А.П. ЧЕХОВ

В школе Антоша отнюдь не блистал. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности в его тетрадях красовался трояк.В старших классах страдальцу повезло: отец окончательно разорился и семья переехала в Москву, где Чехов поступил в медицинский институт, стал писать рассказы и прямо-таки начал новую жизнь.

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Л.Н. Толстой.

Учился без особого старания.На первом курсе университетаЛьва Николаевича оставили на второй год из-за неудовлетворительных оценок по российской истории и немецкому. До третьего курса дело не дошло.

В итоге Толстому так и не удалось получить хоть какой-то формальный дип-лом

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

Первые три класса Володя провел «весь в пятерках». Он был любознательным и бойким мальчиком, его любили родители и учителя.

В 11лет попал в революционный кружок.

Горлопанить на сходках было гораздо интереснее, чем зубрить уроки. Напуганные учителя делали «большакам» всякие поблажки и даже перевели двоечника Маяковского в следующий класс.Он забросил учебу в 5 классе, ушел из школы.

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Андрей Тарковский Начальную школу мы смело можем вычеркнуть из биографии классика мирового кинематографа Андрея Тарковского из-за войны. В старших классах Тарковский вместе с элитой школьных двоечников стал стилягой.. Занудная школа рассматривалась как временное недоразумение, настоящая жизнь начиналась за ее стенами. В аттестате «4» по литературе, а по химии и черчению в документе красуются двойки. Поступил в Московский институт востоковедения, однако уже через год бросил это безнадежное дело Не оправдали!!!(вундеркинды, из которых ничего не вышло…) Ника Турбина

Зера Колберн

Кристофер Ланган

ГИПОТЕЗА ВЕРНА!!! Быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно. Из двоечников вырастают гении!



План:

    Введение
  • 1 Термин
  • 2 Классификация двоечников
  • 3 Причины неуспеваемости
    • 3.1 Социальные причины
    • 3.2 Наследственность
    • 3.3 Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса
  • 4 Статистика
  • 5 Методы воздействия на двоечников
  • 6 Двоечники в системе высшего образования
  • 7 Отношение к двоечникам
  • 8 Образ двоечника в культуре
    • 8.1 Литература
    • 8.2 Живопись
    • 8.3 Кинематограф
    • 8.4 Анекдоты
  • Примечания

Введение

Типичный признак двоечника - частые двойки в дневнике

Дво́ечник - неуспевающий ученик школы, техникума или университета, который имеет по крайней мере один или больше учебных предметов, сданных на оценку «неудовлетворительно». Двойка (по 5-балльной системе оценки знаний) ставится за невыполнение учебного задания. Чтобы продолжить образование двоечник часто вынужден повторить курс ещё раз в следующем учебном году (для школы) и таким образом он становится второгодником, или пересдать экзамен на доп. сессии, если он учится в техникуме или университете.

Термин «двоечник» распространён на территории бывшего СССР, поскольку оценке «неудовлетворительно» соответствовала оценка «2» по пятибалльной системе.


1. Термин

Словарь Ушакова относит термин двоечник к арго и считает его устаревшим. Тем не менее, данный термин широко употребляется как в бытовом обиходе, так и в научных статьях, посвящённых психологии и педагогике.

Социально-психологическим аспектам обучения неуспевающих (двоечников) уделено много внимания в науке и публицистике. В большинстве научных работ по данной теме вместо слова двоечник применяется термин неуспеваемость . Некоторые учёные считают более корректным по отношению к двоечнику употребление термина неуспешность .

Иногда термин «двоечник» употребляется в переносном смысле: так называются люди или объекты, существенно отстающие от других по каким-либо показателям.


2. Классификация двоечников

В педагогике выделяют различные типы неуспевающих учеников. Признаками классификация выступают отношение к учёбе и качество мыслительной деятельности ученика.

3. Причины неуспеваемости

Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, «двоечниками», достаточно разнообразны.

3.1. Социальные причины

  • Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего двоечниками становятся дети из неблагополучных семей.
  • Низкий уровень жизни родителей. Родители вынуждены всё своё время уделять зарабатыванию средств на существование, а на воспитание и обучение собственных детей времени у них не остаётся.
  • Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
  • Особенности домашнего воспитания. Дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине.
  • Систематические прогулы занятий.
  • Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка».
  • Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого.)
  • Грубое отношение к ученику: чаще всего, недолюбчевыми учителями или

злыми матерями, которые скорее всего недолюбливают своих детей(чаще всего сыновей). Это и мешает ученикам учиться нормально.


3.2. Наследственность

  • Врождённые (неблагоприятная наследственность, врождённая неспособность к умственному труду) или приобретённые заболевания
  • Медлительность, вызванная особенностями характера, или задержкой в развитии, или прочими факторами. Таких учащихся иногда оскорбительно называют тугодумами .
  • Чрезмерная робость, стеснительность, неуверенность в себе.
  • Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения.

3.3. Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса

  • Отставание в развитии от своих сверстников. Таким учащимся трудно соответствовать требованиям, предъявляемым к «среднему» ученику.
  • Слабое здоровье. Хронические заболевания, нарушения зрения, заболевания центральной нервной системы затрудняют адаптацию ученика в школе, снижают мотивацию к повышению успеваемости. Причиной плохих оценок может стать авитаминоз.

4. Статистика

Данные социологических исследований в России показывают, что учащиеся мужского пола становятся двоечниками почти в 3 раза чаще, чем женского (см. таблицу).

Согласно тем же исследованиям двоечниками чаще всего становятся дети родителей, получивших неполное среднее или только начальное образование. Двоечниками становятся 24 % детей родителей с неполным средним образованием и ниже, 19 % детей родителей со средним образованием, 7 % детей родителей с высшим образованием.


5. Методы воздействия на двоечников

В качестве методов воздействия на двоечников применяются вызов родителей в школу, отчисление за неуспеваемость.

Для улучшения успеваемости двоечников для них также могут устраивать дополнительные занятия, прикреплять к ним успевающих учеников. В России такая практика была характерна в основном для советских времён.

В педагогике разрабатываются методические подходы, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и способности учеников и дающие хорошо учиться каждому. Для их реализации требуются особые усилия со стороны учителя, постоянное внимание, личностный подход к такому ученику. В России внедрение таких подходов реализуется недостаточно.

Иногда кампании по повышению уровня успеваемости и ликвидации такой категории как двоечники проводятся на уровне государственных программ - например, известная программа «No child left behind» в США. В рамках программы школы обязаны предоставлять двоечникам репетиторов.


6. Двоечники в системе высшего образования

Двоечники [ ] сдают экзамен

Предполагается, что в высшем учебном заведении двоечники учиться не должны. В России абитуриенты, получившие на вступительном экзамене неудовлетворительную оценку, к дальнейшей сдаче других вступительных экзаменов не допускаются. Если студент высшего учебного заведения получает во время экзаменационной сессии оценку «неудовлетворительно», он обязан в кратчайшие сроки этот экзамен пересдать. При трёх оценках «неудовлетворительно» студента отчисляют из высшего учебного заведения с формулировкой «за академическую неуспеваемость». Студенты, получившие двойку на государственном экзамене или на защите выпускной квалификационной работы, не получают диплом о высшем образовании. Однако у них есть возможность пересдать итоговые аттестационные испытания в срок не менее 3 месяцев и не более 5 лет.


7. Отношение к двоечникам

Отношение в обществе к двоечникам в целом негативное, некоторые считают их изгоями. Часто образ жизни двоечника ассоциируется с распитием спиртных напитков, курением и употреблением наркотиков.

Кроме того, некоторые педагоги считают, что двоечники в классе необходимы для полноценного развития учащихся всего класса.

8. Образ двоечника в культуре

8.1. Литература

Часто встречается. Для советской литературы был характерен образ «исправившегося двоечника».

  • Двоечник Витя Перестукин - главный герой сказки Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков».
  • В повести советского писателя Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» ученики-двоечники превращаются в стариков.
  • Двоечник Баранкин - главный герой книги Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!»
  • Витя Малеев и Костя Шишкин - главные герои книги Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».
  • Книга российского писателя Артура Гиваргизова называется «Записки выдающегося двоечника».

8.2. Живопись

  • Картина Фёдора Решетникова «Опять двойка?»

8.3. Кинематограф

Двоечник - распространённый типаж в кинематографе, мультфильмах и аниме:

  • Двоечник Ганжа - один из главных героев советского телесериала «Большая перемена».
  • Двоечник Коля - один из главных героев советского мультфильма Бориса Степанцева и Евгения Райковского «Опять двойка».
  • Двоечник Нобору Йосикава - один из героев аниме-сериала «Крутой учитель Онидзука»
  • Двоечник Анапку из Московского - один из героев Российского мультфильма " Кот и ванна"

8.4. Анекдоты

Двоечники, как и отличники, зачастую становятся героями школьных и студенческих анекдотов. Например:

Как у тебя дела в школе, сынок?
- Я с отцом двоечника не разговариваю!

Примечания

  1. Двоечник - slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/05/us165909.htm // Толковый словарь русского языка Ушакова.
  2. 1 2 Хорева Н. А. Причины школьной неуспеваемости - festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=212812 // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года
  3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с - ISBN 5-7695-0878-7
  4. 1 2 3 Выбор образовательной стратегии детей: ценности и ресурсы - bd.fom.ru/report/map/projects/education/ed_strategy/obr0301 // Фонд «Общественное мнение». - 2003. - 30 марта.
  5. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие - www.pedlib.ru/Books/2/0073/2_0073-10.shtml. - М.: МИРОС, 2001. - 208 с - ISBN 5-93085-013-5
  6. Жубриянова Р. М. Организация педагогического процесса по повышению качества образования учащихся школ Севера на основе развития индивидуальности ребенка. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - М., 2001.
  7. 1 2 Мещерякова И. А. Психологические аспекты профилактики неуспешности - www.childpsy.ru/lib/articles/id/10225.php // Материалы Круглого стола в Северо-западном окружном управлении образования. - М., 2005.
  8. Валишина Л. Н. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе - www.mpsinst.ru/uploads/File/avt_valishina.doc. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - М., 2006.
  9. Тутушкин А. «Двоечник» ТНК-ВР - www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/07/20/109808 // Ведомости. - 2006. - № 132.
  10. Менчинская Н. А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников - www.childpsy.ru/lib/books/id/8240.php. - М.: Педагогика, 1971. - 272 с.
  11. Курепина А. В. Историко-педагогическое исследование проблемы неуспеваемости школьников. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Таганрог, 2003.
  12. Рынок репетиторства - www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_3_aId_406678.html // Деловая пресса. - 2007. - № 3.
  13. Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» - law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1132714
  14. Гречухина Ю. И двоечники в классе нужны - www.ug.ru/02.08/t5.htm// Информационный сайт «Учительской газеты»

«ПРОБЛЕМА «ДВОЕЧНИКОВ».
Мой взгляд на данную проблему.

Она не нова. Вечный вопрос: почему? И что делать? Я хочу начать с тех причин, которые, на мой взгляд, влияют на возникновение сегодняшней проблемы. И как с ней бороться.
1. В образовании изменилось многое, мы это видим и чувствуем на себе. Ежегодные эксперименты, компании заставляют перестраиваться не только нас, но и учащихся. Приведу пример. Раньше Государственная программа была рассчитана не только на объяснение нового материала, но и на его закрепление давалось от 2 до 4 часов. Сейчас же, что очевидно, каждый день новая тема, а то и две. Но всем известно, что обучение любому делу – это прежде всего тренинг. Чем больше тренируешься – тем выше результат. Ученики имеют разный уровень восприятия материала – отсюда и разный уровень знаний.
2. Нам рекомендуют программы подчас перегруженные, в которых много «неприкладного» материала, который в жизни никогда не пригодится.
3. По статистике, общее количество страдающих какими – либо заболеваниями учащихся доходит до 85%., программы этого не учитывают. Перед ЕГЭ и краевыми все равны.
4. В защиту учащихся хочу сказать, что старшекласснику, чтобы выучить все уроки, необходимо 10 – 12 часов и об этом тоже говорит статистика. Вот и представьте: 10 страниц по литературе, 20 по истории, разобраться в химии, физике, математике и т.д. Все ли ученики могут с этим справиться? Ответ ясен.
5. Образуется много пробелов из-за болезни учащихся и учителей. Ученик, не освоивший несколько тем, теряет связь с предыдущим материалом, на уроке ему не интересно, он нарушает дисциплину, в лучшем случае под нажимом педагога слепо спишет у соседа или с доски.
6. Следующая причина- учащиеся очень мало читают. Буквально все предметы связаны с пониманием материала, логической связи. Общеизвестный факт - мало читающие дети отстают в своем развитии, отсюда неусвоение, казалось бы, простого материала, по физике, географии, истории, биологии. Одним словом, образующиеся в связи с этим пробелы, приводят в итоге к плачевным результатам.
7. Среди учащихся есть, безусловно, такие ученики, которые не хотят учиться. Причин этому много.
8. Хочу остановиться еще на одной из проблем: отношение ученик – учитель. Это проблема не только в нашей школе. Это проблема - недоброжелательность. Подчас мы играем в одни ворота – против ученика. Почему-то мы работаем не на успех, а, наоборот, на неуспех. Нам не нужны плохие ученики. Но удивительно, складывается впечатление, что нам не нужны и хорошие ученики. Нам нужны «серые» мышки. Почему? Да с ними меньше проблем. Сидят себе и сидят, никуда не лезут, ни на что не претендуют… Переползают изо дня в день. Ну и ладно. Но мы приходим в класс и, не задумываясь ни о чем, ругаем, упрекаем, уличаем, преследуем, злорадствуем, а порой унижаем и оскорбляем детей. Великий педагог Ушинский писал: «Если ребенку каждый день говорить, что он плохой, он таким станет». Если приходить в класс и всему классу, без разбора, говорить, что он хуже всех, они такими и станут... Отсюда отношение к учителю и его предмету. Или учитель приходит в класс и ставит частоколом двойки. Здесь уже идет речь о другом: о профессионализме учителя. Он не учит, он преподает, равнодушно, забывая о том, что перед ним разные дети. Мы смотрим на них с высоты своих лет, хотим впихнуть их в наш стандарт, в наш футляр, в свои рамки, и страшно радуемся, если у нас все получается. А если не получается, начинаем «ломать» ученика – это у нас зовется «строгостью». Поэтому дети относятся к нам так, как мы заслуживаем.
КАК БОРОТЬСЯ С ДВОЙКАМИ.
1.Самое простое - их не ставить. Но так не получается. Я делю класс на три группы: тружеников, лентяев и учащихся, не желающих вообще учиться. Тем кто трудится, и если что-то у них не получается или что-то не выполнили по какой-то причине, то я никогда такому ребенку не ставлю «2». Позднее он непременно приносит работу, отвечает и т.д. Но если это в системе, то ленивым ставлю «2» в свой журнал, даю срок отработать, принести письменную работу. А тому, кто ничего не делает изо - дня в день, не реагирует ни на что – ставлю «2».
ЧТОБЫ лучше усваивался материал, провожу контрольные срезы (теоретическая и практическая работа с целью выявить уровень усвоения учащимися данной темы). Если 50% справляются плохо, то возвращаюсь к этому уроку еще раз.