Храм святой екатерины александрийской. Католический костел святой екатерины на невском Католическая церковь на невском

Фото: Католический храм Святой Екатерины

Фото и описание

На Невском проспекте, почти напротив Казанского собора, находится старейший католический храм Санкт-Петербурга - храм святой Екатерины Александрийской. Еще Петр I планировал построить на Невском проспекте храмы, принадлежащие разным конфессиям, чтобы привлечь в новый город представителей разной веры. Архитектором Трезини был выполнен проект первого католического храма Петербурга, но он не был реализован. Во время царствования императрицы Анны Иоанновны католической общине была выделена земля под застройку. Храм был построен в 1763-1783 годах архитекторами Антонио Ринальди и Жаном-Батистом Валеном-Деламотом в стиле раннего классицизма.

Костел является одной из наиболее крупных церквей в Петербурге. Главный фасад храма представляет собой торжественную арку, покоящуюся на свободно стоящих колоннах. Её венчает грандиозный аттик, верхний парапет которого украшен фигурами ангелов и евангелистов. Храм арками соединяется с церковными домами (по приёму, задуманному Трезини), в нижних этажах которых были устроены аркады. Первоначально дома были трехэтажными, потом достроенными еще двумя этажами. Дома были возведены в начале 50-х годов восемнадцатого века под руководством Антонио Ринальди. С костелом дома соединены каменными оградами, в которых выполнены арки ворот.

Храм был освящен 7 октября 1783 года в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы Екатерины II.

Интерьер храма был выполнен с исключительной изысканностью, он был украшен монументальной живописью, цветными витражами, многочисленными скульптурами. Большой образ Святой Екатерины, исполненный художником Меттенлейтером и подаренный императрицей Екатериной II, размещался над главным алтарем костела. В конце 20-х годов девятнадцатого века, стены и колонны, поддерживающие высокий свод храма, были отделаны искусственным мрамором. В то же в храме был установлен роскошный изготовленный в Италии мраморный престол. Над алтарем также размещено распятие, выполненное по эскизу И.П.Витали. Гордостью же храма стал прекрасный орган, сделанный немецкими мастерами по специальному заказу. Собственностью храма являлась и библиотека костела, которая насчитывала более 60 тысяч книг, изданных на тридцати языках. При храме были организованы различные школы и гимназии.

В костеле побывали многие знаменитости - Адам Мицкевич, Теофиль Готье, Ференц Лист, Оноре де Бальзак, Александр Дюма и др. Здесь был похоронены польские короли Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский, французский генерал Жан-Виктор Моро, выступавший на стороне антинаполеоновской коалиции. Тут Дантес венчался здесь с Е.Н.Гончаровой. Здесь произошло отпевание строителя самого известного храма Петербурга, Исаакиевского собора, французского архитектора Монферрана.

После октябрьской революции 1917 года с костелом Святой Екатерины произошло тоже, что и со многими другими храмами Петербурга и России. В сентябре 1938 года костел был закрыт. Он был превращен в склад, здесь разместилась дирекция Музея истории религии и атеизма. Исчезла библиотека, пропало великолепное внутреннее убранство, орган был испорчен. Во второй половине двадцатого века решено было передать костел государственной филармонии им. Д.Д.Шостаковича, для открытия в нём органного зала. Были начаты реставрационные работы, но в 1984 году пожар уничтожил всё, что было сделано и то, что ещё оставалось от прежнего убранства храма.

В начале 90-х годов костел был передан петербургским католикам, и в 1992 году здесь были возобновлены богослужения. Сегодня общину храма св. Екатерины составляют около шестисот человек, в большинстве своём - россияне. Но среди прихожан есть и те, которые говорят на английском, польском, французском, испанском или корейском, поэтому здесь проводятся ежедневные службы на разных языках и на русском, в том числе.

Базилика святой Екатерины Александрийской - старейший католический храм Санкт-Петербурга, памятник архитектуры XVIII века.

Католический приход св. Екатерины Александрийской образован в 1716 году, вскоре после постройки первой католической церкви в городе в 1710 году, представлявшей собой небольшой деревянный храм прибл. на участке дома №3 по Аптекарскому переулку. После того как деревянный храм сгорел в результате пожара 24 июня 1737 года, Кабинет министров принял решение о выделении для католической общины участка на Большой Першпективной дороге (будущий Невский проспект) для возведения нового каменного храма; указ о строительстве был подписан Анной Иоанновной 13 сетября 1738 года.

По целому ряду причин строительство храма долгое время откладывалось, сменялись проекты и архитекторы. Возведение современного храма началось 9 июня 1763 года под руководством французского архитектора Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота, 16 июля того же года состоялась официальная церемония закладки, во время которой чертежи фасада были одобрены Екатериной II. На церемонии первый камень от имени императрицы заложил церемонимейстер двора граф Франц Санти, от Церкви - приор о. Иероним Пауло, что было отмечено выпуском памятной медали. С 1779 года строительные работы возглавил итальянский архитектор Антонио Ринальди, позднее - И. Минчаки (Минчиани). Наконец, 7 октября 1783 года по старому стилю Апостольский легат Святого Престола в РИ кард. Джованни Андреа Аркетти торжественно освятил новый храм, который получил название во имя св. Екатерины Александрийской, пострадавшей в диоклетиановы гонения мученицы и покровительницы Екатерины II, при том что первоначально храм планировали освятить в честь св. апостола Петра как покровителя города.



Здание храма имеет форму латинского креста с поперечным трансептом и увенчано большим куполом. Храм, чья длинна составляет 44 м, ширина 25 м а высота 42 м, вмещает одновременно около 2000 человек. Главный фасад, вдохновленный ренессансной базиликой св. Андрея в Мантуе, решен в виде монументального арочного портала, опирающегося на свободно стоящие колонны. Фасад завершен высоким парапетом, над которым возвышаются фигуры Четырех Евангелистов и двух ангелов, держащих латинский крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матвея (Мф 21. 13) и дата окончания строительства храма:
DOMUS MEA DOMUS ORATIONIS
ANNO DOMINI: MDCCLXXXII DIE
("Дом Мой домом молитвы (наречется). От Р. Х. : (в) день 1782 (года)").



Престол для храма был заказан в Италии за 6 000 рублей, которые передали Иосиф и Доминик Бранки в 1781 году и освящён одновременно с храмом. На стене за престолом висело подаренное Екатериной II большое полотно (3х6 м) с изображением Мистического обручения св. Екатерины, написанное Иоганном Якобом Меттенлейтером не ранее 1786 году. Не позднее 1789 года в храме был установлен орган. Важным украшением интерьера также являлись восемь фигур апостолов, установленные в 1783 году и выполненные из жжёного гипса.

В 1798 году в храме св. Екатерины был погребен Станислав II Август Понятовский, последний король Польский, для чего была выделена часть подвального помещения под восточной частью трансепта, образовавшая склеп размером 3х4 метра. Перезахоронен в Польше в 1938 г.
В 1813 году здесь был похоронен французский генерал Жан Виктор Моро, возглавивший после смерти Кутузова союзные войска.
Среди известных прихожан храма можно отметить архитектора Монферрана, а также ряд русских дворян, в числе которых были княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь о. И. С. Гагарин и другие.

После большевистского переворота для храма, его священников и прихожан наступают тяжелые времена. Настоятель прихода о. Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. В 1938 году храм был закрыт и разграблен, иконы и книги из сорокатысячной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Пожары 1947 и 1984 годов уничтожили интерьер храма.

В базилике святой Екатерины проходят органные вечера. Начало в 21:00.

Деятельность Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» расширяется: возрождаются циклы органных концертов. Дополнительной площадкой для проведения концертов стал Римско-католический собор Святой Екатерины — старейший в Санкт-Петербурге храм Римско-католической Церкви.

Это единственный католический храм России, которому присвоен почётный титул малой базилики (в 2013 году). Такой титул носят прежде всего исторически значимые и паломнические церкви. Базилика святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге стала единственной базиликой в России.


Здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, было построено 1738 — 1783 годах по проектам П. А. Трезини, Ж. Б. Валлен-Деламота, И. Минчиани и А. Ринальди. Храм закрыли в 1938 году, а утварь, иконы и книги из церковной библиотеки выкинули на улицу. Дальнейшая судьба собора столь же драматична: пожар в 1947 году серьезно повредил интерьер, после чего долгое время церковь использовалась как склад, а в 1977 году здание решили превратить в органный зал филармонии (храм некогда славился одним из лучших в Петербурге органов), но пожар 1984 года погубил старинный орган и остановил очередную реконструкцию.

В начале 1990-х годов началось возрождение храма: масштабные реставрационные работы, регистрация вновь образованного прихода святой Екатерины. В 2000 году была заново освящена алтарная часть храма, а в 2003 году было закончено восстановление основной части храма и открыты центральные ворота.


Именно в базилике святой Екатерины продолжатся циклы органных концертов, прерванные в январе 2016 года, когда ГМП «Исаакиевский собор» лишился своей основной площадки — Концертно-выставочного зала «Смольный собор», где органные концерты пользовались особой любовью публики.

Уникальный орган «Monarke» голландской фирмы «Johannus», созданный лучшими голландскими мастерами для Смольного собора, но демонтированный и вывезенный оттуда в январе 2016 года, теперь зазвучит под сводами базилики святой Екатерины на Невском проспекте. Этот орган является цифровым инструментом новейшего поколения, сочетающим достижения передовых технологий и опыт величайших европейских органных мастеров.

Храм Святой Екатерины Александрийской в Петербурге - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России.

Храм Святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невском проспекте, однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора . Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.


Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.


При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.


Здание костёла Святой Екатерины использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.


Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма.


В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.


11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.



Здание храма Святой Екатерины имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма - 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея: “Дом Мой домом молитвы наречётся” и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ “Мистическое обручение святой Екатерины”, написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.


Тот свой день в Питере я теперь называю не иначе как Днём трёх церквей. До сих пор удивляюсь, как это я так удачно смогла совместить три разных храма и не смешать всё в голове в одну большую кучу))) Наверное, потому, что каждая из этих церквей уникальна по-своему: очень тихая и запоминающаяся своим красивым, но совершенно не вычурным внутренним убранством, армянская церковь Св.Екатерины; брутальный снаружи и немного аскетичный внутри католический храм, носящий имя той же святой; и потрясающей красоты Морской Никольский собор в Кронштадте - огромный, яркий и очень шумный от обилия туристов в нём.
Об , рассказ о кронштадтском соборе ещё впереди, а сегодня я покажу вам католический храм Св.Екатерины.

Нам на шумный Невский проспект…

А если конкретней, то на чётную сторону Невского, где в глубине квартала между домами №№ 32-34 видна католическая церковь Св.Екатерины. Архитектурный стиль - ранний классицизм:

В центре главного фасада - огромная арочная ниша с двумя колоннами:

Это польский костёл, история которого в Петербурге началась во времена Анны Иоанновны. Именно императрица выделила польским католикам участок земли на Невском:

Сначала церковь была деревянной, в 1763 году был заложен каменный храм по проекту Жан-Батиста Валлен-Деламота. Достраивал его уже Антонио Ринальди, храм был освящён в 1783 году:

Над главным входом в храм была сделана мраморная табличка, на которой бронзовыми буквами написано на латыни “Дом мой - дом молитвы” (“Domus Mea, Domus orationis”)

Я долго не могла войти внутрь храма, потому что зависла перед входной дверью. Настолько она привлекла моё внимание своим декором!

Во-первых, эти короны. До чего же красивы!

Во-вторых, дверные ручки. Дело в том, что ручка сделана в форме человеческой руки)))

В общем, очень скоро я поняла, что мешаю остальным посетителям церкви входить и выходить из неё и наконец-то оказалась внутри:

Те из вас, кто периодически читает мои отчёты, уже знают, что в храмы я хожу исключительно ради архитектуры, изучения интерьеров и, конечно же, мне всегда интересно их историческое прошлое. Поэтому я совершенно спокойно посещаю церкви различных конфессий, предварительно изучив правила поведения в них.
Этот католический храм вряд ли поразит кого-нибудь пышным убранством и обилием позолоты, но мне он очень понравился как раз своей спокойной красотой и нежными пастельными тонами интерьера:

Ещё я отметила для себя, что, несмотря на довольно большие размеры, нет ощущения, будто храм давит на тебя и хочется быстрее выйти наружу, как бывает иногда в церквях с мрачной готической архитектурой. В этом плане церковь Св.Екатерины оказалась очень лёгкой и светлой:

Окошки, пропускающие дневной свет, с сидящими по бокам ангелами:

Ажурные светильники на стене:

В 1998 году в храме состоялось торжественное освящение капеллы во имя явлений Девы Марии в Фатиме. Расположена капелла слева от главного алтаря:

Табличка рядом с входом в капеллу поясняла, что это помещение предназначено только для молящихся прихожан.
Я, естественно, не стала нарушать правила, а сделала пару фото через дверь. Зуммер мне в помощь))

Есть у церкви и своя гордость - не совсем обычный большой киот с помещённым в нём образом Св.Екатерины:

Расположен он у балюстрады главного алтаря и появился в храме относительно недавно, в июле 2014 года.
На всякий случай поясню, что киот - это ящик со стеклом, в который помещают иконы для защиты их от свечной копоти и пыли.
Отличие этого киота от тех, что обычно встречаются в русских православных храмах - неширокие поля красного бархата вокруг иконы. Они сделаны как место для посвятительных и благодарственных даров. В Европе часто драгоценные четки, крестики исцелённых помещают на стенах рядом с чтимой иконой или статуей, а иногда - прямо на нее. В России посвятительные дары чаще всего подвешивают в киоте на сам образ или его оклад.
А необычность киота в храме Св.Екатерины состоит в том, что он совмещает эти две традиции. Знаки признательности святой Екатерине находятся под стеклом киота для большей безопасности, но не закрывают саму икону. Так икона сможет оставаться на небольшом расстоянии от молящихся.

Расскажу вам о нескольких исторических фактах, которые я нашла об этом храме.
Храм славился великолепным убранством и прекрасной акустикой, а также огромной библиотекой: в начале 19-го века в ней было 60 000 томов на 30 языках.
В 1829 году в церкви Святой Екатерины венчался архитектор Огюст Монферран, строитель Исаакиевского собора. А незадолго до гибели Пушкина - Жорж Дантес и Екатерина Гончарова, родная сестра Натальи Гончаровой, жены Пушкина.

При храме действовали различные школы и гимназии. С 1884 года при приходе действовало Римско-католическое Благотворительное Общество, которое на протяжении 35 лет своего существования сыграло значительную роль в жизни поместной Церкви.

В подземельях храма были погребены короли Польши Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский. До сих пор в крипте храма покоится французский генерал Жан Виктор Моро, главнокомандующий союзными армиями в войне с Наполеоном.

В 1938 году храм был закрыт и разорён.