Смотреть что такое "Халс, Франс" в других словарях. Смотреть что такое "Халс, Франс" в других словарях Франс хальс портрет мужчины

Франс Халс (Frans Hals) — великий нидерландский (голландский) художник . Родился в 1582/83 году в Антверпене. Является признанным мастером золотого века голландского искусства. Считается одним из самых выдающихся портретистов своего времени и входит в число лучших художников за всю историю существования искусства.

В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Тогда ещё совершенно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Несколько лет он писал полотна на различные темы, большая часть которых относилась к портретам, но известность пришла к нему только в 1616 году, после написания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Особой популярностью в наше время пользуются его портреты обычных людей или, как говорили в его время, представителей низшего класса общества. Среди таких портретов: , Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Также писал много групповых портретов, и двойных портретов супружеских пар, то есть две картины, на одной из которых — супруга, на другой — супруг.

По той ли причине, что Франс Халс часто прибегал к изображению обычных людей, у которых не было ни гроша в кармане, и часто пренебрегал людьми высшего света, но в старости художник оказался за чертой бедности. У него не было заказов и денег на пропитание. В итоге величайший художник попал в харлемскую богадельню и умер 26 августа 1666 года.

Ваши дети будут чувствовать себя комфортно, если вы пользуетесь продукцией магазина Киндер Мода. Только здесь Ортопедическая детская обувь на любой вкус. Обувь для мальчиков и девочек со скидками и быстрой доставкой.

Malle Babbe (Малле Баббе)

Веселые гуляки

Веселый пьяница

Два смеющихся мальчика с кружкой пива

Катарина Хофт с кормилицей

Питер ван ден Брук

Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена

Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет

Портрет женщины с веером

Портрет шута с лютней

Портрет юноши с черепом

Поющий мальчик с флейтой

Франс Халс (Frans Hals) – фламандский живописец XVII века, известный такими полотнами, как «Мужской портрет» и «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», экспонирующимися в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, «Евангелист Марк», представленным в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве, «Святой Лука», хранящемся в Одесском музее западного и восточного искусства. Самая крупная коллекция творений великого портретиста находится в Музее Франца Хальса (Het Museum Franz Hals) города Харлем (Haarlem) в Голландии (Holland).

Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.

Семейство переехало в Харлем в 1585 году, и вся дальнейшая судьба Хальса будет связана с этим городом.

С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.

Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.

Начало пути

В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год). Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства. Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.

В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).

Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:

  • «Шут с лютней»;
  • «Веселый собутыльник»;
  • «Цыганка»;
  • «Мулат»;
  • «Мальчик-рыбак»;
  • «Малле Баббе»;
  • «Улыбающийся кавалер» и др.

Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.

Демократизм становится ведущей идеей творчества фламандского живописца.

Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».

Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:

  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
  • «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
  • «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).

Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.

Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм.
Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.
Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.

Слава

Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.

В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).

В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.

На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).

Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:

  • «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
  • «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
  • «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).

Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.

Поздний период

О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:

  • «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
  • «Виллем Крус» (1660 год) и др.

Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:

  • «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
  • «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).

На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Семья и дети

Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.

Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.

В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.

Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.

Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

Франс Халс (1582/1583, Антверпен - 1666, Харлем) - выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства.

Биография Франса Халса

Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается.

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

Творчество Халса

В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».

В 1620-1630-х гг. Хальс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все - около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).

Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам.

Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Хальс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена - на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе - «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

В 1644 Хальс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.

Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664).

В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.

  • Пятеро сыновей Хальса стали художниками-портретистами.
  • Ван Гог однажды заметил, что у Хальса «27 оттенков черного.»
  • Хальс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах.
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 01.02.2017 18:23 Просмотров: 1976

Франс Халс – один из представителей Золотого века голландской живописи.

Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи – XVII век.
Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке.
В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж , натюрморт и бытовой жанр , причём с узкой специализацией. Халс был портретистом и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII в.

О художнике

Ф. Халс. Автопортрет. Метропόлитен-музей. Нью-Йорк (США)

Франс Халс ((1581/1585–1666) родился в Антверпене в семье ткача. В 1585 г. семья Халса перебралась в Харлем (Гарлем), где художник прожил всю свою жизнь. В Харлеме работает Музей Франса Халса – художественный музей, известный ещё как музей Золотого века голландской живописи, основанный в 1862 г. Здесь выставлены и хранятся полотна многих голландских художников.

Музей Франса Халса

В 1600-1603 гг. молодой Халс учился у Карела ван Мандера. В 1610 г. Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.
Его первая жена умерла очень рано, а со второй он прожил около 50 лет – у них было 11 детей, но семейные неурядицы, болезнь детей, безалаберность самого художника в житейских делах постепенно привели к тому, что жизнь художника становилась всё тяжелей и беспросветней. «В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г.» (Седова Т.А. «Франс Халс» // Большая советская энциклопедия, 1965 г.)

Творчество Франса Халса

Первый портрет Халс создал в 1611 г., но известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия».

Ф. Халс «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616). Хост, масло. 175х324 см. Музей Франса Халса (Харлем)

Это первое монументальное произведение голландской живописи XVII в. Всего за несколько лет до того было заключено перемирие с испанцами, была признана фактическая независимость страны.
Эпоха героической борьбы еще не была забыта, поэтому харлемские стрелки изображены с долей самоуверенности, но с естественным чувством гордости. Они не противопоставляют себя зрителям, доброжелательно обращаясь к ним как бы с готовностью принять их в свою компанию. Хотя это групповой портрет, но отдельные персонажи написаны с яркой выразительностью: одни отличаются чувством собственного достоинства, другие – насмешливостью и т.д.
Композиция портрета тщательно продумана: на общем тёмном колорите выделяются диагонали пёстрых знамен, красно-белые шарфы, белая льняная скатерть, натюрморт на столе.
В 1620-х гг. Халс обращался и к жанровым сценам, и к композициям на религиозные темы.

Ф. Халс «Евангелист Лука» (ок. 1625). Холст, масло. 70х75 см. Музей западного и восточного искусства (Одесса)

Картина изображает евангелиста Луку за написанием Евангелия. За его спиной слева находится символ евангелиста – телец. Пространство комнаты и атрибуты едва обозначены – всё внимание фокусируется на лице и руках персонажа. Полотно выполнено в тёплых коричневых тонах.
Это редкий пример религиозной живописи Хальса.
Картина имеет настоящую детективную историю, рассказанную в художественном фильме «Возвращение «Святого Луки» (1970). Но, конечно, эта кинематографическая история несколько разбавлена вымыслом.

На своих портретах Халс изображал также и простых людей из народа. Эти портреты проникнуты яркой жизненной энергией, весельем, жизнелюбием: «Шут с лютней» (1620-1625), «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» (все – ок. 1630).

Ф. Халс «Цыганка». Лувр (Париж)

Ф. Халс «Поющий мальчик с флейтой»

Ф. Халс «Смеющийся мальчик»

Ф. Халс «Весёлый собутыльник» (1628-1530). Холст, масло. 78х54 см. Государственный музей (Амстердам)

Щегольски одетый мужчина, счастливый от некоторого градуса принятого спиртного, словно приглашает зрителя разделить с ним его радость, протягивая наполненный вином бокал, и машет рукой. Портрет весёлого собутыльника знаком всем и поныне – это «вечная тема» жизни.

Под стать этой – картина Ф. Халса «Весёлые гуляки»

Любовь к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно, – явное влияние Караваджо.
А вот «Портрет Виллема Хейтхейссена» – единственный портрет Халса, выполненный в полный рост.

Ф. Халс «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630). Холст, масло. 135х205 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Этот пафос возник в результате становления национального и социального самосознания всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы.
«Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка , но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа.
1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. И в это время им написаны многие двойные портреты супружеских пар: муж на левом портрете, а жена – на правом. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» - единственный портрет, где супруги изображены вместе.

Ф. Халс «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622)

В 1644 г. Халс стал президентом Гильдии св. Луки, а в 1649 г. выполнил портрет Декарта.

Ф. Халс «Портрет Декарта». Дерево, масло. 19x14 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)

Рене́ Дека́рт - французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике.
Следует отметить, что люди на портретах Халса привлекают своей жизненной силой, весёлым нравом, раскрепощённостью, добродушием. Но, изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. В его портретах нет психологизма, вдумчивого изучения модели.
Скорее всего, Халса не очень заботило во время работы над портретом Декарта, что за человек сидит перед ним.

Поздние произведения Халса исполнены в очень скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов: «Мужчина в чёрной одежде» (ок. 1650-1652), «В. Крус» (ок. 1660), «Регентши приюта для престарелых» (1664).

Ф. Халс «Регентши приюта для престарелых» (1664)

Ван Гог как-то сказал, что у Халса «27 оттенков черного». И это очень заметно на данном полотне. В поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых преобладает скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, статичность, сумрачность колорита – всё это складывается в трагические образы. На его картинах исчезает чистая радость бытия, которая была характерна для его супружеских портретов и портретов, написанных в ранний период творчества.

Характеристика творчества Франса Халса

У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре.
Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге.
Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.

В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.

Одновременно Голландия в этот период - и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века. Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.

Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование "малых голландцев", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.

Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.

Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.

Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий - корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 - 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия св.Адриана" и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.

Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу - муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.