Понятие воли в психологии. Воля в психологии Структура и содержание понятия воли в психологии

Воля – это та часть сознания человека, которая действует и регулирует. Воля способна создавать усилие и держать его столько, сколько это необходимо. Это понятие кроит в себе способность человека по своей инициативе
из осознанной необходимости планировать и осуществлять действия, даже организовывать и направлять психическую деятельность.

Понятие воли подразумевает в себе четко определенную и чрезвычайно важную личностную силу в человеке, которая состоит из набора определенных качеств, которые вполне способны к развитию в процессе как спонтанных, так и специальных тренировок.

Функции

В психологии воли, основные ее функции выделяют следующие:

  1. Выбор мотивов, целей, постановка задач.
  2. Регулирование побуждений к действиям, когда мотивация их недостаточна или избыточна.
  3. Психические процессы воля организует в систему, которая адекватна выполняемой деятельности.
  4. Стягивание в единство физических и психических возможностей при одолении препятствий в достижении цели.

Воля направляет или сдерживает действия человека. и воспитание и развитие воли можно рассмотреть на соответствующей странице.

Какую бы мы цель не ставили – хорошая и созидательная цель всегда чиста, согревает весь мир, делает его лучше, чище и дает надежду всему миру. Давайте будем ставить светлые цели. И материализовывать их. Созидать. Побеждать все то, что ведет к разрушению.

Структура волевого акта

С давнего времени мыслителей занимал вопрос: из чего состоит волевой акт? При анализе и обобщении всех обсуждаемых вариантов было выделено 2 аспекта воли.

Итак, структура волевого акта состоит из формирования побуждения и реализации задуманного. Формирование побуждения связано с мотивационной сферой личности, а реализация задуманного завязана на осуществлением действий и контролем за ними.

В структуре волевого акта, отечественный психолог Ланге Николай Николаевич (12.03.1858 – 15.02.1921) выделял 4 фазы:

  1. Стремление.
  2. Предвидение цели.
  3. Воображение движения.
  4. Непосредственно движение.

Так же и отечественный крупнейший психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн (06.06.1889 – 11.01.1960), в понятии воли и структуре волевого акта выделял четыре части:

  1. Актуализация побуждения и становление цели.
  2. Борьба мотивов и их обсуждение.
  3. Принятие решения о планирование действия.
  4. Непосредственное выполнение запланированного действия.

Виктор Иванович Селиванов (07.07.1906 – 27.09.1996), отечественный психолог и педагог, выделял три стадии в структуре произвольного акта:

  1. Становление цели действия.
  2. Планирование исполнения действия на мысленном уровне.
  3. Непосредственное исполнение действия.

Роберто Ассаджиоли (27.02.1888 – 23.08.1974), итальянский психолог, психиатр и гуманист (основатель психосинтеза), выделяет 6 стадий:

  1. Осознавание цели, проведение ее оценивания, зарождение мотивации на основании оценивания.
  2. Созерцание, или размышление.
  3. Выбор из нескольких целей одной.
  4. Утверждение своего выбора.
  5. Составление программы своих действий, учитывая имеющиеся в наличии средства.
  6. Выполнение действия.

Немецкий психолог Хекхаузен Хайнц (1926 – 1988) в структуре волевого акта выделял материализацию намерения. Этот процесс он разделял на 4 фазы: подготовительную, преакциональую, акциональную и постакциональную. Первые 2 фазы – мотивация, последние – воля.

Когда мы подготавливаемся – мы обдумыванием разные варианты своих будущих действий, затем формируется побуждение к действиям. Перед акцией, то есть в преакциональной фазе, мы ждем нужного момента и необходимых обстоятельств для того, чтобы решиться на некое действие либо отказаться от него. Далее мы проводим реализацию и достигаем результата наши действий.

Итак, в принципе, мы рассмотрели понятие воли и структуру волевого акта с различных позиций и мнений авторитетных ученых.

Психология воли Е. П. Ильина

Существует хороший учебник, адресованный для психологов, физиологов, педагогов и студентов ВУЗов психологического и педагогического профиля. Книга отечественного доктора психологических наук, профессора
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Ильина Евгения Павловича (20.03.1933), “Психология Воли”, полезна будет также и простым людям, интересующимся положительным разрешением психологических проблем.

Учебник Е. П. Ильина “Психология воли” посвящен теоретическому и практическому изучению волевых процессов. Здесь проведен глубокий анализ различных представлений – научных, философских, психологических, физиологических – о эмоционально-волевой сфере человека и таком понятии как “сила воли”. Описаны закономерности развития воли, ее проявление в поведении и деятельности человека, а так же и ее болезненные отклонения – патологии.

В книге “Психология воли” системно представлены психодиагностические методики исследования воли, которые можно использовать в психолого-педагогической и спортивной практике, производственно-организационной сфере.

Существуют многочисленные теории воли, которые рассматриваются в учебнике Е. П. Ильина. Подробно освещены сфера произвольного управления поведением и деятельностью человека и их психофизиологические механизмы, структура произвольного, то есть – волевого акта.

Изложены представления о произвольных действиях, их сознательной инициации, идеи самостоятельного контролирования и самостоятельной мобилизации физических, психологических и энергетических ресурсов организма.

Отдельные главы в «Психологии воли» Е. П. Ильина посвящены волевым качествам личности, они классифицированы, проведена характеристика некоторых качеств воли. Проанализированы изменения волевых качеств в связи с возрастными изменениями и проведена их разница относительно половой принадлежности.

Подробно описано поведение человека в отсутствие воли, самого состояние безволия – лености и, так называемая – «заученная беспомощность». А также, волевые нарушения – патологии воли.

Последние главы учебника посвящены развитию волевых качеств и методам исследования волевой силы.

Воля в психологии

Представим основную психологическую характеристику воли на рисунке 2. Рассмотрим далее волевое действие – основу воли.

Рисунок 2. «Воля»

Волевое действие

Все действия человека могут быть разделены на две группы:

  1. произвольные,
  2. непроизвольные.

Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, соответственно – непроизвольные подчинены бессознательному.

Разберем структуру волевого действия.

  1. Побуждению к действию. Обычно данное действие слабо осознается человеком. Побуждение к действию связывают с теми эмоциональными состояниями, которые проявляются в результате возникновения определенной потребности.
  2. Предвосхищение цели задуманного действия. Основной характеристикой волевого действия является получение результата после его свершения.
  3. Поиск средств для достижения цели.
  4. Намерение осуществления действия. Без данного намерения не произойдет реализация деятельности, из-за чего результат не будет достигнут.
  5. Решение к выполнению действия. Выделяют три основных вида решений:
  • привычные решения (характерные для простых волевых действий, это так называемые повседневные «шаблонные» решения);
  • решения без достаточного основания (эмоциональные стремительные решения, решения на бессознательной основе);
  • осознанные решения (решения, которые типичны для волевых действий, так как являются осознанными).
  • Волевое усилие. Оно выражается или во внимании, сосредоточенном на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать, несмотря на возникшие трудности и препятствия на пути к достижению поставленной цели. Волевые усилия бывают различными в зависимости от характера и особенностей тех трудностей, для преодоления которых они предпринимаются. При всем своем многообразии трудности, которые приходится преодолевать человеку в своих волевых действиях, могут быть сведены в следующие две группы:
    • объективные трудности, обусловленные характерными особенностями самих объектов и явлений; например, физическая работа, требующая затраты больших мышечных усилий: сложная алгебраическая задача, требующая для своего решения большого умственного напряжения; гимнастическое упражнение, требующее от исполнителя выдающейся ловкости и координированности движений и т. д.;
    • субъективные трудности, обусловленные особенностями самого субъекта, сложившимися у него отношениями к окружающей действительности; например, боязнь выполнения данного физического упражнения (например, прыжок в воду с высоты одного метра), хотя объективно оно и не является трудным; отсутствие любви к данному учебному предмету (например, истории), хотя объективно уроки по этому предмету и не представляют особой трудности; лень, выработавшаяся в связи с определенными условиями жизни, привычка не утруждать себя самостоятельным преодолением тех или других трудностей, отсутствие привычки к систематическому и упорному труду и т. д.
  • Выполнение соответствующей деятельности. Оно осуществляется путем определенных рабочих операций, направленных на достижение поставленной цели с помощью намеченных средств.
  • Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях.

    Воля - форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие "воля" рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

    Сложность понятия "воля" объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием "сознание", сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов.

    Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

    В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Профессор Е.П. Ильин отмечает, что настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие "воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.

    Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит советскому ученому Павлову, который рассматривал волю как инстинкт свободы, как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля, по мнению Павлова, выступает не меньшим стимулом поведения, чем физиологические инстинкты, например, инстинкт голода. Так, для человеческого поступка препятствием может быть не только внешние факторы, ограничивающее двигательную активность, но и содержание собственного сознания человека. Так, как понятие воли рассматривалось как проявление рефлекса, и, по своей сути, данная трактовка впоследствии нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма. Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

    Рубинштейн С.Л. считал, что воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

    Рассмотрим позицию зарубежных специалистов. В.Вундт был первым, кто выделил понятие волевого процесса в рамках своей психологии сознания.

    Вундт считал волевой процесс аффективным процессом. «Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности». Именно аффективный процесс служит основанием для волевых процессов.

    Вундт выделял два вида волевых процессов. Первый вид - это подлинные аффекты. Это собственно аффекты, представляющие собой обычные течения чувств, которые прекращаются без какого-либо результата. Второй вид - это волевые действия, которые Вундт понимал как изменение общего состояния представлений и чувств, подготовленных аффектом и мгновенно прекращающих его. Волевые действия имеют вполне определенный конечный результат; тогда аффективный процесс превращается в волевой.

    Структура волевого процесса по Вундту включает в себя волевые мотивы, которые по представлению Вундта являются связями, представлениями и чувствами, подготавливающими какое-либо действие. Волевой мотив, в свою очередь, имеет два аспекта: основание мотива и побудительная причина. Основание мотива это представление предмета, а связанное с ним чувства - это побудительная причина воли.

    Для У. Джеймса проблема исследования воли стала центральной в его работах. Он считал, в частности, что волевые качества человека являются основными качествами, влияющими на развитие личностных качеств.

    Исследуя волевые процессы, Джеймс начинал с определения непосредственных проявлений воли, переходя к более сложным волевым движениям. Так, единственные непосредственные внешние проявления желаний человека есть телесные движения; они могут совершаться непосредственно сразу после возникновения желания. Но телесные движения могут быть и автоматическими движениями. Приступая же к анализу воли, Джеймс подчеркивает, что «волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма… И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции». Таким образом, первая предпосылка, из которой исходит Джеймс - волевые движения являются преднамеренными и заведомо составляют объект желаний, и, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть.

    Одним из условий для возникновения волевых, произвольных движений является предварительное накопление идей, которые остаются в памяти человека после того, как человек неоднократно произведет соответствующие движения непроизвольным образом.

    Согласно Джеймсу идея (мысленное предварение чувственных впечатлений, непосредственных или опосредованных) предшествовать движению и обусловливать его произвольный характер. Это мысленное предварение определяет, по крайней мере, каковы они будут волевые движения.

    Джеймс выделяет также идеомоторные действия, которые являются типичными волевыми действиями, при этом мысль о совершении такого действия вызывает само действие непосредственно, без особого решения воли. Однако, в некоторых волевых актах, по мнению Джеймса недостаточно одной только идеи; так, Джеймс утверждает, что «по-видимому, необходимо еще к мысленному предварению движения присоединить особое решение воли, согласие ее на то, чтобы движение было сделано». Особое решение воли возникает в том случае, когда совершение действия не задерживается никаким другим представлением, кроме как тем, направленным на осуществление этого конкретного действия. Эти идеи или представления (направляющие действие и препятствующие совершению действия) могут одновременно находиться в сознании человека. Таким образом, «особое решение воли, ее согласие на то, чтобы движение было произведено, является в том случае, когда необходимо устранить задерживающее влияние этого последнего представления». Когда задержка устранена, человек чувствует внутреннее облегчение и, по Джеймсу, это и есть тот добавочный импульс, то решение воли, благодаря которому и совершается волевой акт. Итак, идеомоторное действие по Джеймсу не является исключительным действием, как его понимали (до Джеймса этот термин использовал В.Карпентер) и понимают другие исследователи, а подходит под общий тип сознательных действий, который Джеймс принимает за исходный пункт для объяснения тех действий, которым предшествует особое решение воли.

    Рассматривая волевые действия, Джеймс анализирует «обдуманные действия», а именно ситуации, при которых перед нашим сознанием имеется несколько объектов в виде противодействующих или равно благоприятных альтернатив. Человек, обдумывая эти альтернативы и мотивы в пользу каждой из альтернатив, приходит к принятию волевого решения.

    Таким образом, суммируя позицию Джеймса в отношении психологии воли, повторим, что Джеймс определяет волю как сочетание идеи (представления), что есть не что иное как направленное сознание и усилия (преодоление торможения, препятствия в виде других идей). Любое волевое усилие не может совершаться без осознания того действия, которое человек собирается совершить. Четкая мысль о том, каким будет это действие, и намеренная умственная сосредоточенность должны предшествовать этому действию. По мнению Джеймса, любая идея приводит к какому-то действию, если только другая идея не противоречит ему. «Основная работа воли, если это кратко выразить, заключается в том, что, будучи наиболее „произвольной“, она направляет внимание на трудный объект и помогает не упустить его из виду».

    Рассматривая вопрос развития волевых качеств у детей дошкольного возраста, обратимся к точке зрения украинского психолога В. К. Котирло, которая занималась проблемой развития воли ребенка на начальных этапах онтогенеза. Общая позиция ученого заключалась в том, что воля проявляется и как процесс, и как действие, и как состояние, но непременно выполняет присущую ей функцию регуляции деятельности и поведения. Волевой процесс, по В. К. Котирло, оказывается в его сознательном целеустремленности, уместности и произвольности. Волевые проявления реализуются через волевую действие, волевое усилие и характерную напряженность, которая мобилизует и регулирует активность личности. Специфику волевой действия оказывает волевое усилие, которое определяется своеобразной напряженностью, мобилизуя характер. Волевое усилие является также основой состояния волевой активности, которая составляет временную характеристику психической деятельности человека.

    Научные достижения В. К. Котирло связанные с выявлением психологических особенностей волевых проявлений, источников волевой поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста, с установлением значимости объективных препятствий и субъективных трудностей для генезиса детской воли, по определению эффективных путей, средств и условий формирования волевой поведения и воспитанием отдельных волевых качеств у ребенка.

    О роли воспитания воли у детей дошкольного возраста мы остановимся более подробно в третьем вопросе. Далее рассмотрим свойства и функции воли.

    Хотите быть успешными – начните с «прокачки» себя. В первую очередь развивайте силу воли. Прочитав это, многие опечалятся, ведь склонны полагать, что сила воли – это жесткая дисциплина. На самом деле все иначе. Не стоит впадать в панику и уже сейчас отказываться от того, чтобы развивать себя и делать свою жизнь лучше. Тренировать силу воли достаточно легко! Это мы вам ответственно заявляем. Главное, в самом начале пути четко понять, что такое сила воли, и какова ее сущность.

    Сила воли: определение и содержание

    В психологии существует несколько определений этого термина. Если объединить некоторые из них, то получится так.

    Сила воли – это осознанное подчинение личности самой себя обозначенным правилам, создание условий для управления своими внутренними и внешними действиями в моменты преодоления препятствий.

    Это один из множества вариантов, на котором нельзя останавливаться, если мы действительно хотим что-то понять. Такое определение действительно, указывает на то, что нам придется пытаться делать невозможное. И это настолько трудно, что, скорее всего, нас ждет провал. Многие откажутся от попыток что-то изменить, даже не попробовав. Лучше радоваться чему-то небольшому, но приносящим удовольствие и радость, чем лезть из кожи вон ради нереального. В этом и проблема. Почти все видят силу воли именно в таком ракурсе.

    Сегодня мы хотим предложить вам изменить свои взгляды. Забудьте обычное определение силы воли. С этой минуты вы сможете по-другому взглянуть на, казалось бы, понятные и скучные вещи. Сила воли – это, не что иное, как желание. Научитесь видеть желаемый результат. Правильно мотивируйте себя и проблем с развитием и укреплением силы воли не возникнет. Она поможет определиться и сможете ли добиться настоящих высот в жизни.

    Воля – это, в первую очередь, психологическая составляющая.

    Теперь, когда о силе воли уже не так страшно говорить, давайте более детально разберемся в этом понятии. Воля – это, в первую очередь, психологическая составляющая. Она задействована во всех аспектах жизни человека. Как она работает и влияет на человека? Обычно выделяют всего три основных признака:

    • упорядочивает и направляет в нужное русло деятельность человека. Воля помогает личности осуществить заданные цели. Она контролирует и изменяет все импульсы в соответствии с первоначальным замыслом. Проще говоря, воля не дает вам отступить от задуманного . Например, решили вы бросить курить. Развитая воля не даст вам даже достать сигарету;
    • придает активности во всех действиях . С волей вы обретаете свободу. С ней вы защищены от внешних воздействий и сами принимаете все решения;
    • развивает способность преодолевать трудности на пути к задуманному и желаемому. Столкнувшись даже с незначительными препятствиями, многие опускают руки и перестают бороться. А люди с развитой волей начинают прикладывать большие усилия, чтобы осуществить свои желания.

    Что полезного принесет в жизнь человека развитая сила воли?

    Что такое сила воли и как она работает, мы разобрались. Но вопрос о том, зачем же она нам нужна, до сих пор открыт. Итак, сила воли помогает саморазвитию и успешности . Тренированный человек будет обладать следующими качествами:

    • целеустремленностью . Вам не будут страшны никакие препятствия. С крепкой силой воли вы просто не дадите им влиять на вас и ваши цели;
    • самостоятельностью . Вы будете уверены в своих возможностях и сможете сами принимать все сложные решения лишь на основе собственных навыков, умений и знаний;
    • решительностью . Прежде всего, она будет выражаться в своевременности принятия решения. Вам не понадобится для этого много времени или помощь окружающих. Решительная личность действует продуманно, быстро, рискованно, смело и уверенно;
    • самообладанием и выдержкой . Вы сможете держать под контролем все свои чувства и желания. Даже в самых тяжелых ситуациях;
    • настойчивостью . Вы добьетесь всего запланированного. Теперь, если есть цель, то обязательно найдутся способы ее достижения;
    • дисциплинированностью . Не может быть успех в атмосфере хаоса и отсутствия дисциплины. Только закалив волю, вы сможете навести порядок не только в своем поведении, но и в мышлении;
    • смелостью и мужеством . Укрепив силу воли, вы всегда будете готовы бороться, преодолевать опасные моменты и трудности. Вы сможете отстоять свои принципы и жизненную позицию.

    Все эти характеристики будут присущи лишь личностям с развитым чувством воли. Безвольные люди обладают набором противоположных качеств. Теперь остается только один вопрос, но уже наш вам: хотите ли вы быть успешным человеком с крепкой силой воли?

    Поговорим о главном или как развить силу воли?

    Каждый человек должен быть сильным не только физически, но и иметь крепкую силу воли. Мы уже выяснили, что это способность человека самостоятельно управлять своими действиями и желание стремиться к своим целям. С крепкой силой воли:

    • повышается самооценка;
    • достигаются самые высокие результаты;
    • обретается контроль над всеми аспектами жизни;
    • теряют смысл вредные привычки;
    • повышается самоорганизованность, стрессоустойчивость и конкурентоспособность;
    • развивается позитивное мышление;
    • приобретаются коммуникационные навыки.

    Это приблизительный список мотивов для того, что начать тренировку силы воли. У каждого может быть другая, своя личная для этого причина. Запомните! Кто бы и что бы ни утверждал силу воли развить может каждый. Это своеобразная психологическая мышца, которую можно накачать. Как же это сделать?

    Способов существует масса. Многие ученые по всему миру создали и продолжают совершенствовать огромное количество методик. Существуют даже курсы, мастер-классы и семинары по тренировке силы воли. Мы приведем ниже несколько действенных упражнений. Мы не можем гарантировать вам 100% успеха от них. Все очень индивидуально. Однако утверждаем, что при серьезном и ответственном отношении, ваша жизнь точно станет лучше. Да, будет непросто, но очень увлекательно. Приступим.

    Упражнение 1. Отказ от вредных привычек

    Начнем с кардинальных изменений. Проанализируйте свои привычки и увлечения. Определите те, которые не приносят пользы: курение, частое употребление алкоголя, вредная еда, регулярная потеря ключей и т.п. И начните работу по избавлению от них.

    Упражнение 2. Испытание искушением

    Непростое упражнение, но радикальное. В чем состоит его суть? Избавляясь от вредных привычек, вы должны всегда иметь под рукой предмет своего искушения. К примеру, решили отказаться от шоколада. У вас дома или с собой всегда должна быть шоколадка или конфетка, которую можно съесть в любой момент. Как бы вам ни хотелось, есть ее категорически запрещено. Упражнение трудное, воспринимайте его, как игру и тогда оно превратится в интересную борьбу самим с собой.

    Упражнение 3. Переключаем внимание

    Это упражнение противоположное предыдущему. Заключается оно в том, что как только вы почувствовали тягу к чему-то запретному. Например, хотите съесть гамбургер или поиграть в бессмысленную, убивающую время игру и т.п. В этот момент вы должны резко перевести свое внимание на что-то совершенно другое. Отвлекаясь, вы быстро забудете про запретные желания.

    Упражнение 4. Создаем новые привычки

    Избавляясь от вредных привычек, хорошо сформировать у себя новые, но уже правильные и полезные. Какими они могут быть? Например, бег по утрам, зарядка, есть рыбу хотя бы раз в неделю, убирать вещи в определенное место и все другое, что придет в голову. Обратите внимание, что привычка сама по себе не появляется. Для ее формирования необходимо систематическое повторение. Не имеет смысла, что именно вы желаете делать, важно делать это регулярно.


    Упражнение 5. Хорошие дела

    Интересный и не совсем обычный прием. Его предлагают американские ученые. Они придерживаются мнения, что сила воли тренируется за счет благотворительной деятельности . Смысл в том, что бескорыстно помогая кому-то, мы лишаем чего-то себя: жертвуем часть заработанных денег, отдаем вещи или еду, тратим энергию и т.д. Это закаляет. К тому же благотворительность – это огромный стимул не совершать действий, о которых потом можно пожалеть.

    Упражнение 6. Напрягайте мышцы

    Доказанный факт: напрягая мышцы, мы активизируем силу воли. Начните применять этот прием при борьбе с вредными привычками. Захотелось закурить или чувствуете какой-то другой соблазн, быстро напрягите мышцы, можно даже просто сжать кулаки. Справиться с желаниями так будет намного проще. Выработайте таким образом полезную привычку и впоследствии сможете максимально быстро активизировать свою силу воли.

    Вера в собственные силы, самодисциплина, проявление решительности, мужества, терпения – оказывается у воли так много названий. Но в зависимости от сложившихся обстоятельств, ситуации она приобретает иной облик. Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

    Виды воли в психологии

    Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:

    1. Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».
    2. Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.
    3. И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.
    Развитие воли

    В психологии развитие воли у человека относят, в первую очередь, к основным отличительным от поведения других живых существ, признакам. Принято считать, что это сознательное качество (то есть человеку свойственно контролировать проявление воли в своем поведении) возникло вместе с появлением социума, общественного труда. Воля связана с эмоциональными и познавательными процессами в человеческой психике.

    Важно отметить, что она проявляет две функции:

    • побудительную
    • тормозную.

    Именно своей активностью мы обеспечиваем функционирование первой, а тормозная выступает в единстве с предыдущей и проявляется в виде сдерживания тех проявлений активности, то есть поступков, что противоречат нормам морали, общества. Благодаря взаимодействию двух функций, человеку удается развивать в себе волевые качества, преодолевать препятствия на пути к достижению желаемого.

    Если жизненные условия личности с самого детства были неблагоприятными, мала вероятность, что в ней будут развиты заветные волевые качества. Но решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество и т.п. можно всегда развить. Для этого главное, занимаясь различными видами деятельности, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия.