Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы Тетрадь взаимосвязи воспитателя и логопеда индивидуальные задания

Краткая аннотация: От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей. Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств. Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Одними из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы и создание картотечной системы.

С развитием общества, с повышением интенсивности жизненных процессов, растёт цена времени. Рациональное использование его – важный показатель профессионализма.

Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Возрастающие требования к современному логопеду-практику, большое количество направлений в его деятельности, увеличивающийся с каждым годом объём текущей и отчётной документации, а также сложность и значимость решаемых им задач, требуют от него высокой организованности личного труда.

Цель рациональной организации труда — повысить его результативность. Достижение этой цели возможно за счёт,

  1. во-первых, рационального использования времени,
  2. во-вторых, создания и рационального использования наиболее благоприятных условий труда: чёткое определение целей, продуманные формы ведения документации, внедрение в коррекционный процесс картотечной и табличной системы.

От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей.

Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ.

Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Планирование, основанное на реальном бюджете времени, является объективной основой организации деятельности логопеда.

А Компьютеризация в сфере образования даёт широкие возможности на современном уровне подойти к решению вопроса по устранению противоречия между объёмом работы учителя-логопеда и имеющимся временем для её выполнения.

Одним из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы.

Так же большим подспорьем для логопеда при планировании работы является использование картотечной системы, что помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятиям и проведению их.

В различных картотеках систематизирован и обобщен практический материал. Все задания распределены по отдельным карточкам, ко многим подобран красочный иллюстрированный материал. Это «спасает» логопеда от многочисленных поисков, а это значит, что он сможет уделить ребенку чуть больше времени, потратя его именно на обучение.

Так для планирования индивидуальной работы с детьми можно использовать табличные бланки, в которые лишь вносится № картотеки, либо пособия, номер карточки, либо стр. и результат работы. (см. Таблицу 1)

Бланк для оформления планов индивидуальной работы с детьми

Таблица 1

Дата Компоненты занятия

№ картотеки, название пособия

№ карточки, стр. Результат
  • Моторика

Артикуляционная

— общая
— мелкая
  • Дыхательная гимнастика
  • Самомассаж (массаж)
  • Фонематические процессы

Фонематический слух

- звуковой анализ
  • Произношение

Постановка звуков

-автоматизация и дифференциация звуков
  • Слоговая структура
  • Лексико-грамматические категории
  • Связная речь
  • Развитие неречевых психических процессов

(память, внимание, мышление)

А для оформления календарных планов фронтальных занятий удобна форма, предложенная опытным логопедом-практиком Т.А. Ткаченко. Данная форма делает календарное планирование «планированием открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственными приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями . (см. Таблицу 2)

Таблица 2

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, поэтому в задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний .

Задания в тетради взаимосвязи разрабатываются на год с учетом понедельного планирования логопеда и могут быть использованы и в последующие года. А индивидуальной работе воспитателя с детьми по заданиям логопеда отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем ежедневно, ежегодно.

Данная форма тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя построена на основе «Тетрадей взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительных группах» О.С. Гомзяк (см. Таблицу 3, 4).

Примерная форма оформления тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя

Таблица 3
Месяц ____________, неделя___

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

В огород пойдём,Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем, Таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты, Срезают
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза
Щавеля нарвём немножко Рвут
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

У Лариски
Две редиски.
У Серёжки-сорванца
Два зелёных огурца.
А у Вовки
Две морковки
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
Сжимают пальцы в кулак, по очереди разжимают их, начиная с большого, на одной или обеих руках.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта. Удержать рот открытым под счёт до 5
Упражнения для губ «Улыбка» — «Трубочка»
Упражнения для языка «Лопаточка» (удержание языка под счёт до 10)«Иголочка»

4. Развитие фонетико-фонематических процессов (Звук А. Звук О)

Игра «Выдели звук». Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д.
Дать характеристику звуку А/О: гласный, обозначаем красным цветом. Что происходи с ртом при произнесении звуков А/О? Закрепить понятия звук и буква. Закрепить понятие гласный звук: воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка, поётся.
Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А/О
Определить место звука А/О в словах Аня, мак, река, акула, рак, рыба, аист, арбуз, пчела, трава и т.д./ Оля, сок, ведро, дом, нож, роза, крот, осы, окна, мост, гнездо, облако, ложка, доктор, метро и т.д. Закрепить ответы: Звук А/О находится в начале/ середине/ конце слова, нарисовать графические схемы
В названиях каких овощей слышится звук А/О
Выложи столько красных кружков, сколько слышишь звуков А/О в слове на материале лексической темы «Овощи»

5. Развитие лексико-грамматических процессов

«Назови ласково» на материале лексической темы «Овощи»
«Один - много» на материале лексической темы «Овощи»
«Назови, какой, какая?» на материале лексической темы «Овощи»
«Скажи наоборот» Кабачок большой, а огурец - маленький, картофель крупный, а редис - … (мелкий), перец внутри пустой, а морковь - … (полная), помидор мягкий, а огурец - … (твердый).
«Беседа об овощах» Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.) Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

«Убираем урожай» Воспитатель показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения - например: капусту срезают и т.д.Морковь, свеклу, репу, редис - … (дергают). Огурцы, помидоры, горох - … (срывают).

Капусту - … (срезают).

Картофель - … (выкапывают).

«Какие слова обозначают овощи?» Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель); ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
Игра «Повар» Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.Я положу в борщ …. Я положу в щи… .Я положу в суп…

6. Развитие связной речи

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему
Рассматривание овощей и картины «Натюрморт».
Чтение: р.н.с. «Вершки и корешки»; заучивание Ю.Тувим «Овощи»

7. Продуктивная деятельность

Аппликация «Корзинка с овощами».
Лепка овощей из пластилина.
Рисование «Натюрморт из овощей

Таблица 4

Октябрь. 1 неделя. Лексическая тема: «Овощи»

8. Индивидуальная работа воспитателя с детьми

Ф.И. ребёнка

примечания логопеда

примечания воспитателя

Понедельник

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.

Таким образом, эффективные формы организации работы позволяют сэкономить время, отведённое на оформление документации и направить его на коррекционную работу с детьми.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что рационализация личного труда учителя-логопеда чрезвычайно важная проблема, успешное решение которой позволяет поднять на качественно более высокий уровень процесс коррекционного воздействия и в итоге эффективность его работы.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. М., 2009
  2. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.,1991
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. СПб, 2009
  4. Ткаченко Т.А. Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. М., 2006

Борискина Виталия Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»,
г. Алексин

Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 3 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий

Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.

Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.

Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 4 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя 5

Дата

Фамилия, имя ребенка

Взаимосвязь с родителями

Результаты

Фонематические процессы

Звуко-нроизношение

Словарный запас

Предложение

Связная речь

Развитие психологической базы речи

Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*)

И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2

Петров Андрей (ОНР)

Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3-10)

Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2

Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10

Пригласить родителей для беседы на 21.10

Работа со всей группой

Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)

Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи­тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатели, музыкальный руководитель осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:

    совместное составление календарно-тематического планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;

    обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;

    оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

    взаимопосещение и участие в совместной деятельности;

    совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

    еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

Логопедические пятиминутки;

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-четремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы

Интеграция усилий участников коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР отражены в тетрадях взаимосвязи и взаимодействия учителя-логопеда со специалистами детского сада (воспитателями, музыкальным руководителем).

Наглядно модель взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса представлена в схеме.

Воспитатели

Система взаимодействия логопеда и психолога по созданию

Развития мелкой моторики.

Психолог

Развитие и коррекция психических познавательных процессов.

Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.

Проведение мониторинговых исследований, консультационных объединений.

Система взаимодействия логопеда и воспитателя

по созданию благоприятных условий для коррекции и компенсации

речевых нарушений у воспитанников

Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики

Воспитатели

Закрепление скорректированных логопедом звуков в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности по тетрадям взаимодействия.

Проведение консультаций, «круглых столов», деловых игр. Работа по тетрадям взаимодействия.

Целенаправленная активизация и обогащениесловаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций.

Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях

Развитие и совершенствование связной речи.

Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.

Развитие графических навыков.

Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя

по созданию благоприятных условий для коррекции и компенсации

речевых нарушений у воспитанников

Использование упражнений на развитие основных движений.

Музыкальный

руководитель

Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.

Использование упражнений для выработкиправильного фонационного выдоха.

Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.

Работа над просодической стороной речи.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 1)

«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 2)

Индивидуальная работа воспитателя с детьми

Примечания

Лексическая тема: « Мой Дом»

Произношение

Понедельник,

    Проведение беседы «Есть у каждого свой дом»

    «Один и много»

Дом – дома

Крыша – крыши

Стена – стены

Окно – окна и т.д.

    «В гостях у Гнома» (называние в уменьшительной форме частей дома)

Акустическая характеристика звука И.

    Определение помещений дома.

    Называние материалов, из которых строят дома, образование относительных прилагательных: деревянный, кирпичный и т.д.

Артикуляционная характеристика звука И.

Игра: «Придумай слово начинающиеся на И»

    Составь предложение по опорным картинкам.

    «Этажи» (проговаривание сложных слов: одноэтажный, двухэтажный и т.д.)

Определение последнего звука в словах (по предметным картинкам)

    Составление рассказа о своем доме

    Д/упр. «С чем дом?» (дом с крышей, дом с большими окнами, дом с высоким фундаментом)

Д/упр. «Поймай звук И»

Звуковой анализ МИР.

    «В сказке». Составление творческих рассказов о домах сказочных персонажей (домики трех поросят, пряничный домик и т.д.)

    Д/упр. «Один – много»

Д/упр. «Подари картинки

Лексическая тема: «Мой город»

Развитие лексико-грамматического строя речи и формирование самостоятельной фразовой речи

Произношение

Понедельник

10.10.2016г .

Беседа о Ейске: названия улиц, основные достопримечательности.

Деление слов на слоги по теме «Наш город. Моя улица»

Акустическая характеристика звука Ы

11.10.2016г.

Игра «Великан и Гномик». Улица – улочка; переулок – переулочек; дом – домик; город – городок; посёлок – посёлочек; магазин – магазинчик; рынок – рыночек.

Игра: «Кто больше» (придумать слова со звуком «щ»

Артикуляционная характеристика звука Ы.

Игра: «Придумай слово со звуком Ы»

Среда 12.10.2016г .

Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22.

Игра: «Сосчитай»: одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц; один переулок…; одна площадь…; один музей…; один кинотеатр.

Игра: «Определить место звука «щ» в слове (см.печатный материал)

Определение последнего звука в словах (по предметным картинкам

13.10.2016г.

Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22.

Пальчиковая гимнастика: «Мы по городу шагаем»

Игра: «Исправь предложения» Дома стоят над улицей.

Мы живем на домах.

Д/упр. «Поймай звук И»

Звуковой анализ МИР.

14.10.2016г.

Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22.

Пальчиковая гимнастика: «Мы по городу шагаем»

Игра: «Продолжи предложение»

В нашем городе много улиц.

Улицы бывают ровные,

Д/упр. «Назови первый и последний звук в слове» (по

предметным картинкам)

Д/упр. «Подари картинки

Подготовила учитель-логопед
Кумакова Юлия Ивановна
МБДОУ «Колокольчик»
г.Ноябрьск

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

Логопедические пятиминутки;

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения; пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.

Тема: «Деревья Осенью». Звуки [А]-[У]. Звук [И]

Нужно знать:

  • 8-10 названий деревьев, узнавать на прогулке и по картинкам (а также их листья и плоды)
  • что происходит с листьями деревьев осенью
  • какие деревья остаются зелёными
  • различать раннюю и позднюю осень
  • почему раннюю осень называют золотой

Словарь: листва, листопад, хвоя, осыпаются, облетают, опадают, шуршат, кружатся, разноцветные.

Образуй словечко: лист берёзы – берёзовый, а дуба, клёна, липы, каштана, ивы, ольхи, рябины, тополя, осины, яблони?

Развитие лексико-грамматических процессов

1.Игра «Назови ласково» (дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна).

2.Игра «Где увидим этот лист?» (дубовый — на дубе, кленовый — …)

Упражнения на развитие логического мышления.

«4-ый лишний»

Береза, клен, тополь, колокольчик.

Ель, дуб, осина, тополь (с объяснением)

«Реши задачу»

Ствол дуба толще, чем ствол осины. А ствол осины толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

Словарная работа (с использованием наглядных примеров). Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».

Упражнять «Скажи наоборот » на подбор антонимов.

У сосны иглы длинные, а у ели — …
У клена листья большие, а у березы — …
У березы ствол светлый, а у клена — …
У дуба ствол толстый, а у березы — …

Развитие связной речи (предварительная работа)

1.Чтение литературных текстов (Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», А.С. Пушкин «Унылая пора»).

1.Игра «Хлопай, топай». На слова со звуком [А] — хлопнуть, со звуком [У] — топнуть.

2.Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком [А], а вторая со звуком [У]. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

3. Определение места звук [И] в словах: Дина, икра, дети и т.д.

4.Из предложенных картинок, отобрать только те, в которых присутствует звук [И]. С отобранны­ми словами составить предложения, поделить их на слова и начертить (выложить) схемы.

Тема: «Продукты питания» Звуки [И]- [А].

«Назови ласково».

«Один — много».

Суп – супы – много супа (супов)

Щи – щи – много щей

Котлета – котлеты – много котлет

Молоко – молоко – много молока

Пирог – пироги – много пирогов

Холодец – холодец – много холодца

Сосиска – сосиски – много сосисок

Сок – соки – много соков (сока)

Консервы – консервы – много консервов

Фарш – фарш – много фарша

Каша – каши – много каш.

«Счет продуктов».

Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет

Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов и т.д.

«Какой, какая, какое?».

Хлеб из ржи — ржаной Каша из манки — манная
Бульон из курицы — куриный Котлеты из моркови — морковные
Бульон из рыбы — рыбный Котлеты из свеклы — свекольные
Бульон из мяса — мясной Котлеты из капусты — капустные
Молоко у коровы — коровье Оладьи из картофеля — картофельные
Молоко у козы — козье
Каша из гречки — гречневая С названиями фруктов и овощей:
Каша из риса — рисовая «Назови сок, варенье»
Каша из пшена — пшенная Сок из груш — грушевый
Каша из геркулеса — геркулесовая Варенье из груш – грушевое и т.д.

«Назови по образцу».

Жарить картофель – значит, он какой? – жареный

Варить свеклу – значит, она какая? — вареная

Парить репу – значит, она какая? – пареная

Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая

Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные

Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные

Солить капусту – значит, она какая? – соленая.

Тема: Овощи. Звук [П], [Пь], [К], [Кь]

«Назови ласково». Огурец- огурчик — огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).

«Один-много». Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.

«Счет овощей». Одна тыква — две тыквы — пять тыкв и т.д.

«Подбери признак ».

Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д.

«Какой, какая, какое?». Сок из помидоров – томатный и т.д. Грядка с огурцами – огуречная и т.д. Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.

«Он (она) — они».

Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).

«Подбери слова-действия». Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.

«Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Кабачок большой, а огурец – маленький.

Картофель крупный, а редис – мелкий.

Перец внутри пустой, а морковь – полная.

Помидор мягкий, а огурец – твердый.

Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану:

Это овощ или фрукт?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какой на ощупь?

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

Развитие фонетико-фонематических процессов

Подобрать слова с заданным звуком[П, Пь], [К, Кь]

Поделить на слоги слова: капуста, пень, кино, ковер, топор, кот, и т.д.

Составить предложения со словами предыдущего задания, выложить (начертить) схему.

Автоматизация звука С в словах: Лева, Матвей, Егор, Максим.

Автоматизация звука [Ш] изолированно: Саша, Ильдар, в слогах: Славик, Илья, Артем, Лева.

Автоматизация звука [Р],[Рь] в слогах: Славик, Арсений, Тимур.

В словах Лева, Максим, Катя, Паша, Оля, Вика.

Тема: «Фрукты». Звуки [Т], [Ть], [К] — [Т]

1.«Назови ласково». Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).

2. «Один — много». Персик – персики – много персиков т.д.

3. «Счет фруктов». Одно яблоко – два яблока – пять яблок.

Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д.

4. «Подбери признак ». Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.

5. «Назови сок и варенье». Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.

Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов.

6. «Он (она) — они». Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?». .

Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают).

8. «Назови, какое дерево?».

Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня. Дерево с грушами – груша – грушевое.

Дерево со сливами – сливовое – слива. Дерево с персиками – персиковое – персик.

Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос.

9.«Четвертый лишний».

Персик, хурма, репа , банан; лимон, малина , абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко .

10. «Скажи наоборот».

Персик большой, а абрикос маленький.

У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.

Апельсин больше, а мандарин меньше.

Лимон кислый, а персик сладкий.

11. Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору), по плану:

Это овощ или фрукт?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какой на вкус? Что из него можно приготовить?

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.Назвать первые звуки в словах и т.д.

2.Назвать первые звуки в словах книга, тесьма, кнопка, табурет, телевизор, тарелка и т.д.

3.Подобрать слова на звуки: [К], [Т], [Ть].

4.Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком [Т] — хлопаем, а со звуком [Т]ь — топаем.

5.Звуковой анализ слов кот, тина.

6.Игра «Рыболовы». Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предмет­ные картинки, называют их и определяют место звуков [К], [Т], [Ть] в словах.

Автоматизация та же.

Тема: «Насекомые. Звуки [П], [Т], [К], [О].

1. «Один — много». Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).

2. «Назови ласково».

Пчела – пчелка и т.д.

3. «Счет».

Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.

4. «Подбери признак ».

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.

5. «Закончи предложение».

Муравей сидел около … .

Божья коровка ползла по … .

Жук спрятался под … .

Муха села на … .

Гусеница сидела на … .

Муха ползла по … .

6. «Бывает – не бывает».

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.

Майский жук

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков.

Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей?

б) А для растений?

в) Как появляется на свет майский жук?

8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану:

Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)?

Где живет?

Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.Звуковой анализ слов типа мак, кит, ток.

2.Определение места звуков [П], [Т], [К] в словах и обозначение их на схеме.

3.Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги.

Автоматизация звука [Р] изолированно — Тимур, Матвей. В словах: Максим, Оля, Арсений, Вика.

Тема: «Перелетные птицы». [Х] — [Хь]. [ К ] [ Х ] .

1. «Назови ласково».

Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).

2. «Один — много». Стриж – стрижи – много стрижей и т.д.

3. «Счет птиц». Один грач – два грача – пять грачей и т.д.

4. «Назови детеныша».

Скворец – скворчонок – скворчата. Стриж – стриженок – стрижата.

Лебедь – лебеденок – лебедята. Аист – аистенок – аистята.

Журавль – журавленок – журавлята. Утка – утенок – утята.

5. «Скажи, какая стая?».

Клин лебедей – лебединый .

Караван журавлей – журавлиный .

Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).

6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов. Журавль, цапля, утка, голубь ; скворец , ворона, воробей, голубь.

7. «Улетели птицы». Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д. Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д

8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.

Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.

Ласточка – щебечет.

Грач – кричит «гра».

Соловей – заливается, свистит, щелкает.

Кукушка – кукует. Журавль – курлычет. Жаворонок – звенит.

10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану: Кто это? Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом? Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва). Как поет? Чем питается? Как называют ее детенышей?

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков [ К],[X] или [Хь].

2.Звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы: мак, хна.

3.Игра «Скажи наоборот». Заменить звук [X] на звук [Х]: ха-ха-ха-ха, хо-хо-хо-хо, хы-хы-хы~хы. Заменить звук К на звук X: ка-ка-ка-ка, ко-ко-ко-ко, ку-ку-ку-ку.

Автоматизация:

Автоматизация звука [Ш] изолированно: Ринат, в слогах, словах: Славик, Илья, Артем, Лева, Саша

Автоматизация Ж в словах: Саша, Артем, Славик,

Автоматизация звука Л в слогах: Оля, Славик, Ксюша. Автоматизация звука [Р], [Рь] в слогах: Славик, Арсений, Тимур, Матвей. В словах Лева, Максим, Катя, Паша, Оля, Вика, Илья.

Тема: «Грибы. Ягоды. Поздняя осень». Звук [С]. [С] — [Сь]

1. «Один — много».

Гриб – грибы — грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).

«Назови ласково». Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

2. «Съедобный – несъедобный».

Подберезовик (какой гриб?) – съедобный. Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.

«Лесная – садовая».

Морошка – это лесная ягода. Клубника – это садовая ягода и т.д.

3. «Счет». Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.

Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.

4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

5. «Какой, какое?».

Суп из грибов – грибной . Блюдо из грибов – грибное .

«Назови сок и варенье». Сок из смородины (какой?) – смородиновый Варенье из смородины (какое?) — смородиновое и т.д. «Подбери признак ». Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д. Клюква (какая?) — … .

6. «Скажи наоборот».

Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный. У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие. Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Опята, маслята, мухоморы , сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика , подосиновик.

8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек? Чего в лесу больше – грибов или белых грибов? Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

«Исправь ошибку». Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.

9. Составить описательный рассказ про грибы и про ягоды (по выбору), по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (форма, величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки). Съедобный или несъедобный гриб? Что из него можно приготовить?

Звукопроизношение:

Подобрать слова, в которых звук [С] находится в начале слова, в конце слова.

Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [С] — хлопаем, со звуком [Сь] — топаем.

Звуковой анализ слов сани, Сима с выкладыванием схемы из цветных фишек.

Повторение слоговых рядов: са-со-су-сы, зу-за-зо-зы…

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Дата Фамилия, имя ребенка Содержание работы Взаимосвязь с родителями Результаты
Фонематические процессы Звуко-нроизношение Словарный запас Грамматические категории Предложение Связная речь Развитие психологической базы речи
20.10 Иванов Саша (ФФН) Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*) Ифа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2
20.10 Петров Андрей (ОНР) Комплекс артикуляционных упражнений на звук }