Занятие развитие речи зимние забавы. Конспект урока по развитию речи "зимние забавы"

КГКОУ «Алтайская краевая общеобразовательная школа №1»

Конспект урока по развитию речи «Зимние забавы»

(2 класс)

Подготовила и

провела учитель

начальных классов

Мосиевская Л.С.

Конспект урока по развитию речи (2 класс).

Тема: Зимние забавы. Составление рассказа по картине с опорой на вопросный план.

Цель: Формирование умения составлять рассказ по картине с опорой на вопросный план.

Задачи:

    Дидактическая: продолжить работу по формированию умения составлять предложения, связный текст с опорой на вопросы, картинку.

    Коррекционно-развивающая: развивать связную речь обучающихся, формировать умение строить логические высказывания, активизировать словарный запас обучающихся, использовать приемы самоконтроля при звукопроизношении.

    Воспитательная: воспитывать наблюдательность, интерес к изучаемому материалу, потребность в речевом общении.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Картинка «Зимние забавы», таблички, рассыпной текст.

Ход урока.

    Организационный момент

(проверить готовность детей к уроку, эмоциональный настрой).

а) Фонетическая зарядка

[ В ]

ва-ву-вы-во вот

аву-овы-ива ивы

вна-впа-хва похвалила

Вика похвалила Вадима.

б) Речевая разминка.

Целевая установка : Будем отвечать на вопросы, хорошо говорить все

    Назовите времена года. (слайд 1)

    Какого времени года нет?

    Что делают дети зимой? Слушайте: катаются на лыжах, катаются на коньках, катаются на санках, играют в снежки, лепят снеговика.

(предъявлять за экраном для слухового восприятия). (слайд2,3).

II . Работа по теме урока.

1) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, ребята, мы будем составлять рассказ по картинке.

Рассказ называется «Зимние забавы». (слайд 4)

Целевая установка . Будем отвечать на вопросы.

Рассмотрите картинку. (слайд 5)

2) Беседа по картинке.

* Какое время года на картинке?

    Какая погода на улице?

    Где лежит снег?

    Что делают мальчики?

    Что на голове у снеговика?

    Глаза у снеговика какие?

    Из чего у снеговика нос?

    Кто катится с горы на санках?

    На чём катается Вова?

    На чём катается Таня?

    Кто играет в снежки?

Дети читают вместе по одному вопросу по порядку. Строят речевые единицы с опорой на предложенный речевой материал (по одному, вместе)

Словарная работа

Осень, зима, мороз, на земле, на деревьях, на крышах, лепят снеговика

ведро, чёрные угольки, из морковки, Юра и Лена катятся, на

лыжах, на коньках, ребята играют.

Физминутка (упражнения на расслабление, зарядка для глаз)

3). Работа с рассыпным текстом.

У каждого ученика рассыпной текст (по 3-4 предложения)

Целевая установка: Будем внимательно смотреть на картинку, выбирать и читать предложение.

Обучающиеся выбирают и прочитывают предложение, которое подходит показу учителя на картинке.

Учитель выкладывает по одному предложению на доску, дети читают хором, получается деформированный текст

4) Работа с планом текста

На доске запись:

План:

1. Погода.

    Какое время года на картинке?

    Какая погода на улице?

    Где лежит снег?

2. Забавы детей зимой.

    Кто катится с горы на санках?

    На чём катается Вова?

    На чём катается Таня?

    Кто играет в снежки?

3. Снеговик.

* Что делают мальчики?

    Что на голове у снеговика?

    Глаза у снеговика какие?

    Из чего у снеговика нос?

Целевая установка: Будем составлять рассказ по плану.

а) Чтение вместе плана 1 части на доске.

Выберите предложения о погоде.

У доски первый ученик составляет предложения по плану 1 части (Погода)

После составления учеником текста 1 части, вместе прочитываем

предложения.

б) Чтение вместе плана 2 части на доске.

Выберите предложения о забавах детей.

У доски второй ученик составляет предложения по плану 2 части (Забавы детей зимой)

После составления учеником текста 2 части, вместе прочитываем

предложения.

в) Чтение вместе плана 3 части на доске.

Выберите предложения о снеговике.

У доски третий ученик составляет предложения по плану 3 части (Снеговик)

После составления учеником текста 3 части, вместе прочитываем

предложения.

5). Индивидуальный пересказ 2-3 учеников текста по вопросному плану.

Зимние забавы.

Наступила зима. На улице мороз. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах. Юра и Лена катятся с горы на санках. Вова катается на лыжах. Таня катается на коньках. Ребята играют в снежки. Мальчики лепят снеговика. На голове у снеговика ведро. Глаза у него – черные угольки. У снеговика нос из морковки.

6). Игра «Послушай и повтори».

Целевая установка : будем слушать.

Учитель называет слова, фразы, предложения из составленного рассказа,

ученики называют услышанные слова, фразы, предложения.

7). Запись рассказа в тетрадь.

III . Итог урока.

    Какой урок был?

    Что делали на уроке?

    Как называется рассказ?

IV . Домашнее задание.

Пересказ рассказа «Зимние забавы».

Приложение 1.

Рассыпной текст.

Зимние забавы.

Наступила зима.

На улице мороз.

Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах.

Мальчики лепят снеговика.

На голове у снеговика ведро.

Глаза у него – чёрные угольки.

У снеговика нос из морковки.

Юра и Лена катятся с горы на санках.

Вова катается на лыжах.

Таня катается на коньках.

Ребята играют в снежки.

Тема: «Зимние забавы».

Программное содержание . Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов-миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Учить детей отгадывать загадки, подбирать сравнительные обороты к отгадке, выполнять творческое задание педагога.

Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивающая среда : картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети лепят снеговика, дети играют в снежки.

Ход занятия :

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с зимним пейзажем, ответить на вопросы:

Какое время года на картине?

По какому признак вы догадались, что это зима? (Снег).

Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).

Назовите снег ласково. (Снежок).

Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Сугроб).

А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).

Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).

Какой праздник бывает зимой? (Новый год).

А вам нравится этот праздник? Чем? (Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т.д.)

За что вы еще любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима – самое интересное и веселое из всех времен года.

Чтение стихотворения: (детьми)

В январе,в январе много снегу на дворе

Снег на крыше,на крылечке

Солнце в небе голубом

В нашем доме топят печки

В небо дым идёт столбом.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки:

Мальчик катается на лыжах;

Девочка катается на коньках;

Дети лепят снеговика;

Дети играют в снежки.

Примерные вопросы:

Кого видим на картине?

Что делает этот персонаж?

Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки)?

В чем одеты дети? Почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?

Затем воспитатель предлагает детям составить короткие рассказы по каждой из картинок.

Образец рассказа

На картине изображен мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего

это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в легкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться.

Физкультминутка.

«Зимние забавы».

Лыжи надеваем мы Дети идут друг за другом ,

И идем кататься. Подражая движениям лыжников .

Посмотри-ка, как на них

Можно быстро мчаться.

Санки с горки ледяной Разбиваются на пары. Один ребенок

Быстро мчатся сами. Встает впереди, другой сзади. Дети

Впереди большой сугроб - берутся за руки и бегут друг за другом .

Бах! – застряли сани. Останавливаются и приседают .

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Старик-шутник на улице стоять не велит,

За нос домой тянет. (Дед Мороз)

Одеяло белое не руками сделано.-

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенку поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло –

Скользко, весело, светло. (Лед)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

Но для ребят всех лучше я! (Ёлка новогодняя)

Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду,

Только не карандашами,

А блестящими … (Коньками)

Вышли дети погулять.

Стали дети снег катать.

Угольки, морковка, ком –

Стало всё … (Снеговиком)

Дети отгадывают загадки, воспитатель вместе с ними анализирует их ответы: почему они считают так, а не иначе.

Воспитатель дает детям творческие задания при отгадывании загадок: с чем сравнивается варежка, лед, снег, лыжи и т.д.

Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (согласование речи с движениями)

Мы лепили снежный ком Имитация движений

Ушки сделали потом показ Показать ушки

И как раз вместо глаз Указательными пальцами касаться

Угольки нашлись у нас. уголки глаз

Зайчик вышел, как живой! Поджать руки к груди, кисти опущены

Он с хвостом и головой! Показать хвост, потом обе руки

положить на голову

За усы не тяни – Погрозить пальцем

Из соломинки они!

Длинные, блестящие Развести руки от носа в стороны

Точно настоящие! Покачать головой

Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что самое интересное было на занятии? (ответы детей)

Молодцы ребята,все постарались! Мне с вами было интересно!

Данный конспект направлен на обучение составлению повествовательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Предназначен для практикующих логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста. К конспекту прилагается презентация для использования на занятии.

Тема урока: «Зимние забавы и развлечения детей»

Цель урока:

  • Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».

Задачи :

1. Обучающая :

  • Учить детей правильному построению рассказа-повествования с опорой на сюжетную картину;
  • Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа Предложного падежа;

2. Коррекционная:

  • Учить работать с деформированным предложением;
  • Расширять и обогащать словарь детей по лексической теме «Зимние забавы и развлечения детей»;
  • Развивать связную монологическую речь детей;

3. Развивающая:

  • Развивать словесно-логическое мышление;
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация PowerPoint к занятию, карточки №1 и №2 для каждого ребенка.

Лексический и грамматический материал:

  • слова сложные по семантике: лютые морозы.
  • слова сложные по слоговой структуре: снеговик, катается, скользит.

Ход урока:

I.​ Организационный этап.

Логопед: Здравствуйте, дети! (дети стоят около своих мест). Начинаем наше занятие. Садитесь.

II. Вводная беседа.

Логопед: Послушайте стихотворение:

Как на горке, на горе.
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух,
Бух!
Захватывает Дух!

Л.: О чём это стихотворение?

Д.: Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой.

Л.: В какое время года можно кататься с горы?

Д.: Кататься с горы можно зимой.

Л.: Во что вы любите играть зимой?

Д.: Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках..

III. Рассматривание картины.

Логопед показывает слайд 1.

Л.: Рассмотрите картинку. Какое время года изображено?

Д.: На картинке изображена зима.

Л.: Какой стоит день?

Д.: День стоит ясный, зимний, морозный, холодный

Л.: Кто изображен на картине?

Д.: На картинке изображены дети.

Л.: Что делают дети? Расскажите.

Д.: Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки

Л.: Как вы думаете, какое настроение у детей?

Д.: Настроение у детей веселое, задорное, радостное.

Л.: А как это изобразил художник?

Д.: Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе.

IV. Постановка учебной задачи.

Л.: Итак, сегодня на уроке мы будем составлять рассказ по этой картинке (на слайде 1 сюжетная картина «зимние забавы»).

Л.: Посмотрите на название нашего рассказа (СЛАЙД 2). Он будет называться «Зимние забавы».

Л.: Что такое забавы? Как сказать по другому?

Д: Игры, развлечения.

V. Составление повествовательного рассказа.

Л.: Как вы думаете, как надо начать рассказ?

Дети предлагают свои версии.

Л.: А теперь возьмите карточку №1 (логопед раздает каждому) и прочитайте предложения, которыми можно начать рассказ.

Дети читают вслух по предложению.

Карточка 1.

Зимним утром выглянуло солнце.
Наступили зимние каникулы.
Весь январь стояли лютые морозы.
Ночью выпал пушистый снег.

Л.: Что значит «лютые морозы»?

Д.: «Лютые морозы» — значит очень сильные, невыносимые.

Л.: Какое предложение НЕ подходит для начала этого сочинения?

Д.: «Весь январь стояли лютые морозы».

Л.: Почему?

Д.: Потому что дети вышли играть во двор. Значит на улице было не очень холодно.

Л.: Вычеркните его. Выберите из трех оставшихся предложений то, с которого мы начнем наш рассказ.

Д.: «Наступили зимние каникулы».

Л.: Поставьте цифру 1 около этого предложения. Какое будет второе предложение по смыслу?

Д.: «Ночью выпал пушистый снег».

Л.: Поставьте цифру 2 около этого предложения. Назовите третье предложение.

Д.: «Зимним утром выглянуло солнце».

Л.: Поставьте цифру 3 около этого предложения. Прочитайте их в правильном порядке (дети читают предложения в нужном порядке). Отложите карточку.

VI. Физкультминутка.

Л.: А сейчас все встаньте. Повторяем за мной только движения.

1)​ «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках. (Изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах! (Приседают.)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали (Приседают.)
И домой мы побежали. (Бегут на месте)

2) «Морские звезды».

Л.: На счет РАЗ – руки в стороны, ноги вместе, на счет ДВА – руки вниз, ноги врозь. Раз, два, раз, два. Повторить несколько раз.

VII. Составление повествовательного рассказа (Продолжение).

Л.: Как вы думаете, о чём мы будем рассказывать дальше?

Д.: Нужно рассказать о том, что делают дети.

Л.: (логопед включает СЛАЙД 3 со словами: вышли во ребята днем двор). Прочитайте слова, которые написаны.

Л.: Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д.: Это не предложение, так как слова стоят в неправильном порядке, начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак,

Л.: Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д.: Чтобы получилось предложение, нужно поменять слова местами.

Л.: Назовите первое слово, второе… Дети называют правильное предложение: днем ребята вышли во двор). Появляется СЛАЙД 4

Л.: Правильно ли теперь записано предложение? Какие правила предложения здесь не соблюдены?

Д.: Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.

Л.: Верно (СЛАЙД 4. Предложение исправлено).

Л.: А теперь давайте подумаем, что делают дети во дворе. Нам помогут картинки (СЛАЙД 5).

Л.: Составьте предложение к первой картинке.

Д.: Миша и Петя играют в снежки.

Л.: (на слайде 5 подписаны имена). Запомните это предложение.

Л.: Составьте предложение ко второй картинке (СЛАЙД 6).

Д.: Катя и Таня лепят снеговика.

Л.: (на слайде 6 подписаны имена). Запомните это предложение.

Л.: Составьте предложение к третьей картинке (СЛАЙД 7).

Д.: Лена катается на коньках.

Л.: (на слайде 7 подписано имя). Запомните это предложение.

Л.: Составьте предложение по четвёртой картинке (СЛАЙД 8).

Д.: Коля катается на лыжах.

Л.: (на слайде 8 подписано имя). Запомните это предложение.

Л.: Составьте предложение по пятой картинке (СЛАЙД 9).

Д.: Настя катается с горы на санках.

Л.: (на слайде 9 подписано имя). Запомните это предложение.

Л.: Внимание, я сейчас повторю предложения, которые мы составили по трём последним картинкам. А вы послушайте и скажите, какое слово повторяется во всех трех предложениях. «Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках»

Д.: Во всех трех предложениях повторяется слово катается.

Л: Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в рассказе, заменим его другими словами (СЛАЙД 10). Прочитайте слова.

Д.: идёт, едет с горы, скользит по льду.

Л.: Про кого из этих детей можно сказать «идёт» (показывая СЛАЙД 11)?

Д.: Коля идёт на лыжах.

Л.: Про кого из детей можно сказать «едет с горы»?

Д.: Настя едет с горы на санках.

Л.: Про кого можно сказать «скользит по льду»?

Д.: Лена скользит по льду на коньках.

Л.: Расскажите, какие предложения мы составили по этим трем картинкам.

Д.: Перечисляют 3 предложения.

Л.: Сколько всего предложений мы составили по картинкам?

Д.: Мы составили пять предложений.

Л.: Как вы думаете, как надо закончить наш рассказ?

Д.: Надо написать о настроении детей.

Л.: (логопед раздает каждому карточку №2). Прочитайте предложения на карточке №2.

Карточка 2.

Весело ребятам зимой.

Весело ребятам зимой?

Весело ребятам зимой!

Л.: Чем отличаются эти предложения?

Д.: В конце предложений стоят разные знаки. Предложения отличаются интонацией.

Л.: Знаки подсказывают, с какой интонацией надо прочесть предложение. Прочитайте теперь с правильной интонацией первое (второе, третье предложение)

Дети читают предложения с разной интонацией.

Л.: А теперь прочитайте только то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить наш рассказ.

Д.: Весело ребятам зимой!

Л.: Почему подходит именно это предложение?

Д.: Это предложение передаёт радость детей.

VII. Повторное рассказывание с опорой на картинный материал.

Л.: Мы с вами составили рассказ. Нам в этом помогли карточки и картинки (СЛАЙД 12). Перескажите его полностью (логопед спрашивает несколько детей).

Л.: Удалось ли передать содержание картины?

Дети отвечают.

VIII. Подведение итога урока.

Л.: Чему учились на уроке?

Д.: Учились составлять рассказ по картине.

Л.: О чём мы составили рассказ?

Д.: Мы составили рассказ о зимних забавах детей.

Л: Молодцы.

Презентация «Зимние забавы»

Сайманина Мария Александровна,
логопед,
ГКУЗ Московский городской научно-практический
Центр борьбы с туберкулезом ДЗМ Филиал Детское отделение,
г. Москва

Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного) ; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Задачи:

1. Обобщать понятие «Зимние забавы»;

2. развивать речевое высказывание;

3. Закрепление свистящих звуков З-С;

4. Формировать прилагательное от существительного;

Оборудование:

Доска.

Мяч для дидактической игры «Ласковое слово».

Демонстрационный материал – картинки с изображением зимних развлечений (дети, катающиеся на санках, лыжах, коньках; дети кормящие птиц; дети строящие зимние постройки).

Речевая гимнастика для развития речи дошкольников- Е.С. Анищенкова, Издательство «Астрель», 2006 год.

Правильно ли говорит ваш ребенок – А.И.Максаков «Просвещение», М. 1982г.

Ход занятия.

Орг. Момент : Дети встают перед стульчиками. Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Ласковое слово». На стульчик присаживается тот, кто назовет мне лаковое слово. (Проводится игра: снег-снежок, горка- горочка и т.д.).

Воспитатель : Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о зимних забавах, а сначала давайте вспомним.

Воспитатель: Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? Какая погода зимой? (Ответы детей).

Воспитатель: Предлагает детям произнести чистоговорки. Для закрепления свистящих звуков З-С.

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – за окном морозы.

ЗИ -ЗИ -ЗИ – саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза.

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ –озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО - зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА – вокруг из снега сказка.

ИСТО-ИСТО-ИСТО – снег все спрятал чисто.

Воспитатель: Зима – чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.

Воспитатель: Расскажите пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).

Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения».

Воспитатель:

1. Кто изображен на этой картинке? Чем они заняты?

2. Чем ребята кормят птиц?

3. Какие птицы прилетели к кормушке?

4. А чем заняты другие ребята?

5. Кто катается на санках? Где они катаются?

6. Кто катается на лыжах? Где они катаются?

7. Чем заняты остальные ребята?

8. Какое настроение у детей во время прогулки?

9. Как вы думаете, чем завершится прогулка у ребят?

Подвижная игра: «Зимушка-зима».

Зимушка, зимушка, зимушка зима,

Дарит нам снежные чудо терема,

Ну а Дедушка Мороз прикатил подарков воз,

Ну а Дедушка Мороз прикатил подарков воз

Морозы - трескучие

Снега – сыпучие

Ветра – завьюжные

Метели – дружные.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: А теперь я покажу Вам, как составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Вы внимательно послушаете и тоже попробуете составить рассказ сами.

Однажды в зимний день дети вышли на прогулку. Настроение у детей было радостное . Всем нашлось дело по душе. Маша, Саша и Петя стали кормить птиц ягодами рябины, хлебными крошками и семечками. На кормушку прилетели синички, снегири и воробьи.

Таня и Ваня катались на санках с горки. А мальчика Никита и Максим катались на лыжах по лыжне. Остальные ребята лепили снеговика. Света прикрепила снеговику метлу, а Кирилл надел ему на голову ведро. Жалко, что зимой нельзя долго гулять и нужно заходить обратно в группу.

Воспитатель : А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).

Итог занятия:

Воспитатель детям : О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?

Братцева Елена Юрьевна
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №102 общеразвивающего вида"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-03-13 Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы” Братцева Елена Юрьевна МДОУ "Детский сад №102 общеразвивающего вида" Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Зима. Зимние забавы»

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы”

Цель:

Закреплять представления о признаках зимы и играх детей зимой.

Учить детей отгадывать стихотворения-загадки о зиме.

Задачи:

Активизировать и обогащать словарный запас.

Отрабатывать четкое произношение звуков у ш в звукоподражании. – -воспитывать любовь к зимнему времени года.

Предварительная работа:

Чтение стихов и загадок о зиме, зимних явлениях природы.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята все идите, пожалуйста, на полянку. Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть на этой полянке. А давайте возьмемся за руки и громко, скажем, друг другу «Доброе утро!», молодцы, а теперь скажем шёпотом. Ребята, а посмотрите, а у насгости. Давайте мы с ними поздороваемся. Только давайте скажем шепотом «доброе утро», а теперь громко и помашем рукой.

Ну, молодцы ребята. Я так рада, что мы собрались на этой полянке. Ведь она у нас не простая, а вот что за полянка у нас сейчас мы и узнаем. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно слушайте меня и давайте попробуем ее отгадать. Хорошо? ответы детей.

Ну слушайте:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Какое ребята это время года? (зима)

Правильно. Молодцы. Вот мы и узнали, на какой мы полянке на зимней полянке! Ребята, а вы не замерзли на нашей зимней полянке, а? А давайте мы с вами погреемся. Я покажу вам, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз был не страшен.

Физкультминутка «не боимся мы мороза».

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

И потопаем скорее:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

А теперь мы согреть наше личико.

Чтоб согреться посмотри (потереть ладони одну о другую)

Все как следует, потри:

Щеки (потирают ладонями щеки),

Носик (крылья носа),

Уши (уши)

Губы (сверху в низ).

Пар пошел даже от шубы (развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю тёплого воздуха).

Воспитатель. Молодцы ребята! Все согрелись. Ох, мне даже жарко стало. А давайте ка мы свами отдохнём и посидим на наших пенечках. Хорошо? давайте сядем.

Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?

Какими словами можно рассказать о зиме?

Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима какая? Холодная.

Зимой много снега. Значит можно сказать, что зима снежная.

Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что зима морозная.

Молодцы!

Ребята, а у меня еще есть для вас загадка. Послушайте ее внимательно, пожалуйста! И скажите о чем речь в этой загадке? Слушайте.

Что за звездочки такие

На пальто и на платке-

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

о каких звёздочках идет речь в этих стихотворениях? Что можно сказать о снеге? Какой он? (белый, пушистый..)

На что похожи снежинки? Почему он тают в руке? Как называют такое явление, когда много-много снежинок падают на землю? (Снегопад). А если идет снег и дует сильный ветер, как это можно назвать? (Метель).

А давайте изобразим, как воет метель. Сначала мальчики будут говорить: у-у-у, затем девочки будут произносить ш-ш-ш. Метель становиться сильней, воет громче(Дети произносят звукоподражания вместе хором).

Молодцы! Ни че себе вы подняли такую метель на нашей полянке, но нам не страшно. Правда, ребята? Молодцы!

Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр, забав и развлечений. Расскажите, пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (Ответы етей: лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Игра «На санках».

Кто из вас катался на санках с горки? Я однажды тоже ехала с крутой горки на санках: быстро-быстро – ух! (выпрямить спину, положить руки на колени).А потом санки опрокинулись, и я упал в снег-бух! (Всплеснуть руками и пригнуть голову к коленям, прикрыть ее руками). Слушайте внимательно и повторяйте за мной быструю езду на санках или паданье в снег.

Ох, и накатались мы с вами на санках. Весело нам было Молодцы!

А теперь нам пора возвращаться в нашу группу. Встали ребята на ноги около стульчиков.

Мы руками хлоп, хлоп

Мы ногами топ-топ

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда повернись вокруг себя

И еще раз повернись

В группе вместе очутись!

Вот мы и вернулись в нашу группу все вместе.

Молодцы!

А скажите, а где мы с вами сегодня побывали?

О чем мы с вами говорили? Что нового сегодня узнали? А что мы с вами изображали? А кому вы расскажете сегодня, чем мы занимались? Кому расскажите о веселых зимних играх?

. .