Проект экология и мы. Сочинение-рассуждение на тему: "Экология и человек" Тема экология и мы

Если предложенное мероприятие проходит между учащимися одного класса, тогда все учащиеся составляют две команды. Возможно участие в игре нескольких параллелей 8-го класса, тогда часть учащихся является болельщиками, и им могут быть заданы вопросы викторин.

Мероприятие проводится в классе или актовом зале, в состав жюри входят учителя-предметники или учащиеся старших классов. У каждого члена жюри – набор дисков с баллами от 1 до 5. После окончания каждого конкурса жюри подводит и объявляет итоги.

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, закрепить экологические знания, формировать интерес к изучению химии, биологии и экологии.

Оборудование: выставка рисунков и плакатов на экологические темы, музыкальные фрагменты, карточки с заданиями для команд. У участников команд на груди – эмблемы.

Ведущий: Добрый вечер. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об экологии, которая сегодня перестала быть только экологической дисциплиной, как это считалось еще тридцать лет назад, и заняла свое место среди прочих фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии.

Современная экология стала крупнейшей междисциплинарной отраслью знаний. Но она имеет и свою специфику. Как удачно подметил российский эколог Н.Ф. Реймерс: «Она всегда ставит в центре изучения живое, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, всё человечество…».

Вот мы и постараемся посмотреть на некоторые проблемы с этих позиций.

Для выполнения первого задания вам нужно вспомнить один из законов Барри Коммонера – «Всё связано со всем».

Задание 1. «Литературный конкурс».

Задание выдается командам по вариантам, карточки с заданиями вытаскивают капитаны команд.

Ведущий: Для разминки вы должны составить сказку или рассказ из предложенных вам фраз, расположив их в логической последовательности, а затем вы зачитаете свои творения.

Вариант 1: Составьте сказку:

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова стала давать мало молока.
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Вариант 2: Составьте рассказ:

  1. Воды реки Минимата принесли соединения ртути в море.
  2. Отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками.
  3. В 1956 году в Японии произошел сброс соединений ртути в реку Минимата со сточными водами от завода по производству поливинилхлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора.
  4. Ртуть попала в организм людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы (расстройства речи, слуха, зрения) – эта болезнь получила название «болезнь Минимата».
  5. В море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба.
  6. «Болезнь Минимата» повторилась в Японии в 1964–65 гг., когда отравилось 180 человек, из которых 52умерли.

Ответ: 3, 1, 5, 2, 4, 6.

Ведущий: А сейчас вы поработаете экспертами-экологами и выберете наиболее приемлемый, по вашему мнению, вариант решения из трех возможных, обосновав свое мнение.

Задание 2. «Экологический решебник».

Выдается командам по вариантам.

Вариант 1:

Фермеры Туниса встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи её медленно передвигаются, поедая всю растительность до самой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи её, преодолевая десятки и сотни километров, опускаясь на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во времена сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разорённого поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения:

  1. Использование ядохимикатов (500 долларов).
  2. Выращивание богомолов, поедающих саранчу (100 долларов).
  3. Наём рабочих с хлопушками и лопатами (100 долларов).

Какое решение высчитает наиболее выгодным экономически?

Ответ: наиболее эффективно использование ядохимикатов, т.к. выращивать богомолов уже поздно – саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай фермеров. Механические методы борьбы слишком трудоемки.

Вариант 2:

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующие от фермеров соответствующих расходов:

  1. Использование ядохимикатов (1000 долларов).
  2. Приобретение белянкового наездника (500 долларов).
  3. Механическое уничтожение кладок на листьях капусты (250 долларов).

Какое направление вы предложите как эксперты?

Ответ: наиболее эффективный метод – использование наездника: быстро снижается численность, и продукция остается экологически чистой. Ручной труд эффективен, но слишком трудоемок.

Ведущий: Теперь немного поиграем! В течение двух минут попытайтесь составить как можно больше слов из слова БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ.

Учитываться будут только имена существительные, за каждое верно составленное слово команда получает один балл.

Ведущий: Отдохнули? А теперь небольшая химическая викторина. Право ответа предоставляется команде, ранее заявившей о своей готовности. Викторина будет по плечу тем, кто дружен и с географией, историей. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

«Из истории металлов»

  1. Вспомните, какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?
  2. Вспомните за возможно более короткое время, в каких географических названиях встречается слово «медь»?
  3. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда – разная, в то время она изготавливалась из металлов. (Если участники испытывают затруднения, можно дать наводящий вопрос: Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?)
  4. Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?
  5. Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили? Ответ обоснуйте.

Ответы:

  1. Железо. Первое найденное человеком железо было метеоритным, т.е. небесного происхождения, а обрабатывали его так же, как и медь.
  2. Медногорск – город на южном Урале, о. Медный – один из командорских, о. Кипр – от лат. КУПРУМ.
  3. Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.
  4. Железо и его сплавы – стали, ржавеют. Коррозия или ржавление и называется «рыжий дьявол», т.к. от этого процесса значительные потери.
  5. Цезию, если не считать франция, которого практически нет в природе.

Ведущий: А теперь викторина биологическая.

«Экологические аспекты в биологии»

  1. Стеклянный сом – рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно сильном солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.
  2. Рыба гольян – настоящий каннибал. Взрослые особи иногда пожирают свое потомство. В чем биологический смысл этого явления?
  3. В Польше некоторое время усиленно уничтожали выдру как вредителя рыбоводства. Однако выяснилось, что уничтожение этого зверя вызвало вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
  4. Задержанный охотинспектором браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя убивать, значит и браконьера преследовать не надо, ведь говорят же, что браконьер – это хищник» убедительны ли доводы браконьера? Как бы вы провели с ним дискуссию?
  5. В Казахстане проводилось истребление сусликов путём разбрасывания отравленной приманки. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не съедали. Объясните причину гибели хищников.

Ответы:

  1. Для стеклянного сома яркий солнечный свет – защита, на его фоне прозрачное тело рыбки незаметно для хищников.
  2. Это срабатывает механизм регуляции численности популяции.
  3. Выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает этим нормальное состояние популяции.
  4. Волки – санитары: проще всего им поймать наименее осторожных, ослабленных или просто больных животных. Так они ведут отбор на наиболее приспособленных животных, улучшая популяцию. А браконьеры убивают самых красивых и сильных животных, лишая их возможности оставить потомство и тем самым передать эти признаки потомству.
  5. Хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели. Это явление называется кумуляцией токсинов в цепях питания.

Задание 3 . «Разгадаем ребус».

Ведущий: В этих ребусах зашифрованы названия болезней человека, напрямую связанных с нарушением экологической обстановки вокруг нас. (Рисунок 1 , рисунок 2). Объясните, в чем причина этих заболеваний.

Ответ:

Задание 4. «Что за буквами спрятано?»

Знаете ли вы полную расшифровку аббревиатур, так или иначе связанных с охраной среды и здоровья человека? МСОП, СПИД, ВОЗ, ПДК, МАБ, ВООП, ВФОП, АЭС.

Ответ: МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. ПДК – предельно допустимая концентрация (вредных веществ). МАБ – международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера». ВООП – Всероссийское общество охраны природы. ВФОП – Всемирный фонд охраны природы. АЭС – атомная электростанция.

Ведущий : Итак, друзья, вы неплохо потрудились и продемонстрировали основательное знание предметов. Пока жюри подводит общий итог и определяет победителей, предлагаю вам немного отдохнуть – весело и с пользой. Призовите на помощь свои актерские способности. Всем известно, что хищник всегда стремится найти жертву, а жертва – спастись от хищника. Попробуйте изобразить в виде пантомимы взаимоотношения, записанные на бумаге, не называя вслух ни одного действующего лица.

Команды получают листки с заданиями; выступают не по очереди, а вынимая номерки, как лото из мешочка

Задания:

1. Паук – муха.
2. Дятел – короед.
3. Сова – мышь.
4. Скопа – рыба

Ведущий : А сейчас – слово жюри.

Подведение итогов, награждение победителей.

И спользованные материалы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
  2. Балабанов В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.
  3. Исаков В.В. Экологический аукцион // Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – С. 45.

Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.

Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько ей, отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.

Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.

Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей - экологических связей.

Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны - Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в д/с и школе, но в первую очередь - в семье.

Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу - и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и др. природные явления.

Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая - у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои.

Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны - сине-зелёная, у лиственницы - в отличие от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.

На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного - трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но и заострить их внимание на внешних признаках: окраска шляпки, ножки, строение шляпки гриба, указать на условия, в которых встречается каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растёт белый гриб или подосиновик. Однако серьёзное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Но пренебрежительно относиться к ним всё равно нельзя. Нельзя их сбивать ногами, топтать, т.к. они играют свою незаменимую роль в жизни леса. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.

Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ре6бёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.

Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания.

После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.

Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз несорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.














1 из 13

Презентация на тему: Экология и мы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведенным нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он все же ощутим.

№ слайда 3

Описание слайда:

Вы никогда не обращали внимание, как мамаша, гуляя с ребенком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребенок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка – это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, – мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой – «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощренно, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров – дело рук человека.Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

№ слайда 6

Описание слайда:

Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

№ слайда 7

Описание слайда:

Старайтесь не держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

№ слайда 8

Описание слайда:

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

№ слайда 9

Описание слайда:

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь – лес заживет своей обычной жизнью. Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

№ слайда 10

Описание слайда:

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения. Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать – например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

№ слайда 11

Описание слайда:

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

№ слайда 12

Описание слайда:

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери:

№ слайда 13

Описание слайда:

"Мы все... на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля!"

О теме: Природа всегда давала человеку красоту, гармонию и благодатные условия для жизни. А что дает человек природе? Сочинение на тему рассуждение о безрассудном и халатном отношении человека к ресурсам природы.

Экология и человек.

Оглянитесь вокруг себя. Прямо сейчас, внимательно посмотрите в окно. Что видите Вы? Лазурное голубое небо над головой, яркое солнце, которое светит нам каждый день, белый искристый снег…

Если вглядеться в природу, то, что нас окружает, создано идеально и гармонично, вокруг настоящая красота, которую мы порой за пеленой серых будней даже не замечаем. Все кажется для нас абсолютно обычным и банальным. Мы живем в идеальных и благодатных природных условиях, и заботится об этом матушка - природа. Подумайте вот о чем, ведь она нам дала все, абсолютно все, что необходимо для жизни: воздух которым мы дышим, воду которую мы пьем, солнце которое дает всему жизнь, вес, что нас окружает, те же дома, одежда и еда - это все благодаря ней. Она постоянно дает, дает, дает нам, заботится о человечестве как настоящая любящая мать, которая все готова отдать любимым детям. Стоит задуматься, а что же мы делаем в ответ? Чем мы отвечаем на ее заботу?

Давайте мысленно перенесемся далеко назад, когда не было заводов, фабрик, машин, компьютеров, высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто невозможной. Тогда, люди не знали о том, как добывать нефть, уголь и другие полезные ископаемые, которые сейчас безжалостно выкачиваются из Земли с невообразимой скоростью. Именно тогда человек с благодарностью относился к природе, к растениям и животным которые его окружали. Он заботился и с благодарностью принимал ее дары. А сейчас, что мы наблюдаем в нашем 21 веке?.

День за днем Земля все больше и больше опустошается, отдавая человечеству свои богатства. Каждый день выкачиваются миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых. Человек просто безжалостно пожирает их, а ведь они не вечные! Каждый, каждый день строятся заводы и фабрики, которые отравляют атмосферу, выпуская в воздух миллионы тонн загрязняющих веществ, не задумываясь при этом, что тем самым мы роем себе яму. Загрязняется не только воздух. Сколько рек, озер, водоемов и морей стало жертвой выбросов ядовитых отходов. Взять, например, озеро Байкал. Это самый животрепещущий пример человеческой халатности.

Зачем? Зачем убивать то живое что находится рядом с нами? Представьте себе, что Вы однажды проснетесь, а на улице не будет светить яркое солнце, небо будет затянуто тучами, зелени не будет никогда, все вокруг будет серым и страшным, некуда будет поехать отдохнуть в отпуск, просто не будет всей той красоты, которой мы можем наслаждаться. Не впечатляет, правда же? Так зачем своими руками уничтожать свой родной дом? Подумайте о дальнейшем будущем о следующих поколениях. Сразу и в один миг невозможно изменить мышление миллиардов людей. Но если каждый будет задумываться о том, чем мы благодарим нашу кормилицу, мать - природу, менять свое отношение к окружающей нас красоте, возможно что-то и изменится. Нельзя думать: «Мне это не нужно, пускай экологи заботятся об этом», это не так. Их мало, и они не могут полностью предотвратить весь вред, нанесенный природе. Нужно чтобы каждый начал с себя, сегодня, сейчас!

Классный час «Экология и мы»

Зайцева Наталья Валентиновна

Учитель технологии

МБОУСОШ №1 город Южа,

Ивановская область

Цели: ▪ развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности; ▪ формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно); ▪ воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе. Средства обучения: набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого ученика, ватман, маркеры, набор фотографий Ход классного часа Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать! Знать самые элементарные правила «общения» с природой!

Ты береги нас! Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу! (А. Максимова) Ребята вам не безразлично будущее нашей планеты? Вы хотите дышать чистым воздухом? Пить чистую воду?

Сегодня мы с вами должны выяснить, что каждый из нас может сделать для этого.

Оценить себя, свое поведение по отношению к природе, задуматься над тем, какой вклад каждый из нас может внести чтобы долго жить, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, что сегодня реально угрожает нашему существованию.

Итак, наш классный час называется «Экология и мы»

Ребята, прежде перейти к теме классного часа я хочу спросить у вас

Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться? О чем порассуждать на нашем классном часе сегодня?

Дерево ожидания (каждый ученик на листочке пишет ответ на вопрос и прикрепляют к макету дерева)

Ребята какие проблемы экологии нашего города, района вы знаете?

(учащиеся называют экологические проблемы)

Сегодня мы с вами обсудим несколько из этих проблем.

    Лесные пожары

    Загрязнение окружающей среды - мусорные свалки

    Загрязнение воды

Информация о природе города

В нашем городе создано неформальное общественное объединение –

Клуб защиты природы при редакции газеты «Светлый путь», главная его задача информировать население и власти о существующих экологических проблемах.

Члены клуба обращаются к властям, населению с такими проблемами:

    Безобразие на озерах, на городских окраинах (появление неорганизованных свалок)

    сельхозпредприятия в Груздеве и Селищах сбрасывают нечистоты из ферм в близлежащие болота и поля.

    запущенный и полузабытый городской парк

    посадка молодых саженцев деревьев не покрывает количество спиленных аварийных деревьев в черте города и в лесопарковой зоне.

    необходимость защиты ряда водных объектов Южского района, отнесенных к памятникам природы.

    После опустошительных лесных пожаров 2010-2011 годов на первое место вышла проблема восстановления лесов.

Как я уже сказала, сегодня мы рассмотрим эти проблемы (на доске)

Сейчас мы с вами рассмотрим причины возникновения этих экологических проблем.

Работа в группах (3 группы) каждой группе выдается ватман и маркеры

1группа- Лесные пожары

2 группа –Мусорные свалки

3 группа – загрязнение воды

Назовите причины этой проблемы, почему возникают, от чего это зависит.

Время на выполнения задания 3 мин

По 5-ти бальной шкале(Учащиеся оценивают себя по шкале: лесные пожары, мусорные свалки, загрязнение воды)

Экология нашего района зависит от каждого из нас.

Ребята подумайте над тем, какие качества мы должны воспитывать в себе, как изменить свое поведение, чтобы улучшить экологическую обстановку, в нашем городе, районе.(учащиеся называют качества)

  1. Неравнодушие

    Милосердие

    Трудолюбие

Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом.

Физкульминутка игра «Вода – не вода»

Задание : игра на внимательность.

Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – учащиеся должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – учащиеся поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.

Задание «Эрудит» Задание : Найти соответствие и объясните с позиции экологии следующие пословицы: (Каждой группе выдаются фотографии и фразы, которые они должны подобрать) «Бережливость – лучшее богатство» «Как аукнется, так и откликнется» «Без хозяина – дом сирота» «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

«Не делай неприятностей кому-либо, иначе в будущем сам можешь лишиться поддержки»
«Под лежачий камень и вода не течет»

«Дело не сдвинется с места, если ничего не предпринимать»

«Был бы лес, соловьи прилетят.»

«Добрая земля - полная мошна, худая земля - пустая мошна»

«Вода камень точит.»

«Не зная броду, не суйся в воду.»

«Загадил свой дом- не загрязняй чужой!»

«Оцени поступок человека» Задание : зачитывается описание поступка человека в природе и Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок: красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде; жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе; зелёный – действие разрешено. 1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты. 2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать. 3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок. 4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки. 5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его. 6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения. 7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая». 8. Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.

Творческое задание (работа в группах) 1группа «Что мы можем сделать вместе?»

Что мы можем сделать нашим классным коллективом для защиты окружающей среды нашего города, района.

2 группа «Обращение к людям»

Написать небольшое обращение к людям, как должен относится человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране окружающей среды

3 группа Коллаж «Природой будем дорожить»

Задание:Выполнить из предложенных картинок и фраз коллаж

Вот и подошла к концу наш классный час, не хотелось бы закончить её грустной нотой. Мы верим в разум человека, ведь нравственный долг каждого из нас сохранить для потомков травы зелёными, а зверей живыми.

Рефлексия

А сейчас я попрошу каждого из вас продолжить предложение:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    я задумался …..

    решил в себе изменить…

    уверен, что буду….

Заключение: Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в наших руках.